Исковое заявление об изменении кадастровой стоимости образец

Исковое заявление об изменении кадастровой стоимости образец

В __________ (наименование суда общей юрисдикции,
в который подается заявление)

Административный истец: __________ (Ф. И. О.)
адрес ________ (место жительства или место пребывания),
(дата и место рождения)

Административный ответчик: ________ (наименование органа кадастрового учета),
(адрес, телефон, адрес электронной почты)

Госпошлина: ________ (_____________) руб.

Административное исковое заявление
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

Административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости – __________ площадью _____ кв. м, расположенный по адресу: ___________, с кадастровым номером _______, назначение – _____ (далее – Объект недвижимости). Право административного истца на Объект недвижимости подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) от “__”_______ ___ г. N ___ (Выписка из ЕГРН от “__”______ ___ г. N __).

В соответствии с __________ (наименование правового акта) от “__”_______ ___ г. N ___ ________ (наименование уполномоченного органа) утверждены результаты государственной кадастровой оценки Объекта недвижимости _______ по состоянию на “__”_______ ___ г.

По данным ЕГРН кадастровая стоимость Объекта недвижимости составляет ___ (_____) рублей, что подтверждается Выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости N ___, выданной “__”_______ ___ г.

Рыночная стоимость Объекта недвижимости по состоянию на “__”_______ ___ г. составляет _____ (______) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ______ об оценке рыночной стоимости Объекта недвижимости от “__”_______ ___ г. N ___, подтвержденный положительным экспертным заключением ________ от “__”_______ ___ г. N ___.

Установленная кадастровая стоимость Объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности __________ (по уплате налога на недвижимость; увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Объекта недвижимости, или иное).

“__”_______ ___ г. административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости были приложены следующие документы: _________ (согласно ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”).

“__”_______ ___ г. Комиссия приняла решение об отклонении заявления об оспаривании.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

На основании п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу ч. 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 22 ст. 22 закона “О государственной кадастровой оценке” решение комиссии может быть оспорено в суде.

Согласно ч. 23 ст. 22 закона “О государственной кадастровой оценке” в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным ч. 7 ст. 22 закона “О государственной кадастровой оценке”, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

“__”________ ___ г. административным истцом в вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу), а именно __________ (наименование органа или Ф.И.О. должностного лица), была подана жалоба на Решение административного ответчика от “__”_________ ___ г. N ___, в результате рассмотрения которой Решение административного ответчика от “__”_______ ___ г. N ___ было оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения с указанием следующих оснований: __________.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 66 ЗК РФ, ст. 22 закона “О государственной кадастровой оценке”, ст. 8 закона “О государственной регистрации недвижимости”, ст. ст. 125, 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства РФ, прошу:

1. Установить размер кадастровой стоимости Объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости – ______ (______) рублей.

2. Обязать административного ответчика внести в Единый государственный реестре недвижимости в качестве кадастровой стоимости Объекта недвижимости его рыночную стоимость в размере ______ (______) рублей.

1. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов административному ответчику.

2. Квитанция об уплате государственной пошлины.

3. Документы, подтверждающие полномочия представителя административного истца.

4. Выписка из ЕГРН от “__”_______ ___ г. N ___, подтверждающая право административного истца на Объект недвижимости.

5. Выписка из ЕГРН N ___ от “__”________ __ г. о кадастровой стоимости Объекта недвижимости.

6. Отчет независимого оценщика об оценке рыночной стоимости Объекта недвижимости от “__”________ __ г.

7. Документы, подтверждающие наличие технической ошибки (при необходимости).

8. Заявление в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от “__”________ ___ г. и решение Комиссии от “__”________ ___ г. об отказе в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 22 закона N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”).

9. Иные документы, подтверждающие доводы административного истца.

Административный истец (представитель): __________/Подпись _________ /Ф.И.О

Комментарии:

Обязателен ли досудебный порядок урегулирования спора при оспаривании кадастровой стоимости?

Предварительное обращение в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора.

Обязательность досудебного порядка урегулирования спора зависит от того, кто является административным истцом.

1) Административный истец – физическое лицо. Обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд

2) Административный истец – юридическое лицо. По закону № 135-ФЗ об оценочной деятельности досудебный порядок при оспаривании кадастровой стоимости обязателен для юридических лиц (статья 24.18), а по закону о кадастровой деятельности досудебный порядок не обязателен (статья 22). От того, в соответствии с каким из указанных законов законом проводилась кадастровая оценка, зависит, какие правила будут применены. В отношении кадастровой оценки, начатой до января 2017 года, по умолчанию действует закон № 135-ФЗ об оценочной деятельности. Это означает, что перед обращением в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости необходимо будет соблюсти досудебный порядок урегулирования спора.

Читайте также:  Защитительная речь по ст 158 образец

В какой суд подавать административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости?

В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 20 КАС РФ административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, рассматривают в качестве суда первой инстанции верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Размер госпошлины при обращении в суд

Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, определяются в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций предусмотрены ст. 333.35 Налогового кодекса РФ.

Льготы при обращении в Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям предусмотрены ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Госрегистрация прав подтверждается выпиской из ЕГРН

С 1 января 2017 г. государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 закона N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Разъяснения Верховного Суда РФ

О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28.

Образцы административных исковых заявлений

Другие образцы административных исковых заявлений об оспаривании кадастровой стоимости см. в разделе “административный исковые заявления”:

  • Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
  • Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
  • Административный иск об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Новые правила оспаривания кадастровой стоимости, как оспорить кадастровую стоимость недвижимого имущества + образец заявления о пересмотре кадастровой стоимости

Уважаемые посетители!
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам!
Это быстрее и бесплатно !

Летом 2014 года, изменились правила оспаривания кадастровой стоимости. Одно из главных изменений заключается в том, что эта категория споров передана в ведение непосредственно областным судам регионов.

Новые правила относительно определения налогооблагаемой и арендной базы земельных участков, иных объектов недвижимости, существенно изменились. Теперь споры об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стали подведомственны судам общей юрисдикции. 2020 год не является исключением из правил.

Более того, прежде чем обратиться в суд, необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора. То есть, вначале необходимо обратиться в специальную комиссию, созданную Росреестром, иначе суд оставит иск без рассмотрения.

Досудебное урегулирование споров о пересмотре кадастровой стоимости

И так эта категория споров передана в ведение судов общей юрисдикции. Однако формулировки поправок допускают неоднозначное толкование, из-за чего у некоторых юристов до сих пор нет уверенности в правильности такого понимания новых норм.

Кроме того, если раньше попытки изменения сведений в досудебном порядке использовались по желанию, то теперь они стали для компаний обязательными.

Подать исковое заявление об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка можно только после попытки решить проблему в комиссии. Это новое правило тоже привело к появлению некоторых неоднозначных вопросов.

А именно, в каком порядке компания осуществляет требование о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с тем, что информация об объекте недвижимости были недостоверными?

В данном случае речь идет о неправильности определения вида разрешенного использования земли или удельного показателя его оценки.

Подведомственность дел

Отнесение категорий дел об оспаривании компаниями итогов оценки по земле прописано в законе «Об оценочной деятельности». До внесения изменений в закон было прямо указано, что дела об оспаривании по данной категории дел рассматривают арбитражные суды.

После новшеств закона, произошли изменения, в результате которых было исключено из текста этой нормы слово «арбитражный». Теперь в законе указано, что оспорить результаты переоценки недвижимости можно в суде, но не конкретизировано, в каком – арбитражном или общей юрисдикции.

Новая формулировка закона многим юристам показалась двусмысленной. Дело в том, что термин «суд» может быть как собирательным (обозначать общую юрисдикцию, арбитраж, третейские), так и вполне конкретным.

В то же время новый закон внес изменения еще и в ГПК РФ. Эти поправки определили подсудность требований об оспаривании кадастровой стоимости.

Некоторые суды даже разместили на своем сайте официальную информацию о том, что они больше не рассматривают эту категорию споров.

Ранее всем арбитражным судам было разослано письмо заместителя председателя ВС РФ, где подтверждается, что споры об оценке земли и ее уменьшении, вынесены за рамки их подведомственности.

Исключительная подведомственность

Можно предположить, что через норму о подсудности, законодатель одновременно определил и исключительную подведомственность дел об установлении кадастровой стоимости рыночной судам общей юрисдикции.

Независимо от того, оценки какой недвижимости касается спор – принадлежащей физическим лицам или субъектам предпринимательской деятельности.

Судебная подведомственность дел:

  1. Суд города федерального значения.
  2. Областной.
  3. Верховный суд республики.
  4. Краевой, автономные области и округа.

В пользу правильности этого предположения свидетельствуют следующие доводы. В АПК РФ дела об установлении рыночной стоимости земли никогда прямо не упоминались. Ранее Арбитражные суды принимали их к рассмотрению на основании общих норм о подведомственности.

Согласно этим нормам, экономические споры и иные дела с участием государственных органов и местного самоуправления относятся к компетенции арбитражных судов только в случаях, прямо предусмотренных самим АПК РФ или иными ФЗ. А интересующая нас категория дел всегда проходит с участием органов кадастровой оценки – Росреестра.

Читайте также:  Куда нужно обращаться за задержку заработной платы

Поскольку непосредственно в самом АПК РФ не было уточнений, к подведомственности арбитражных судов такие иски, относил только закон об оценочной деятельности. Но в его новой редакции арбитражные суды больше прямо не упоминаются.

Таким образом, после внесенных изменений не осталось норм, которые относят категорию данных дел к компетенции арбитражных судов. Этот вывод подтверждает и арбитражная практика.

С момента вступления изменений в силу арбитражные суды перестали принимать эти дела. Если иск все-таки «проскочил», прекращали производство и возвращали заявителю в связи с неподведомственностью спора.

Пример административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости

Ниже представлен образец иска о снижении кадастровой стоимости земельных участков принадлежащих физическому лицу -индивидуальному предпринимателю.

Образец форма соответствует действующему законодательству. Более подробную информацию читайте на странице: Как снизить кадастровую стоимость земли.

Заказать снижение кадастровой стоимости земельных участков в Москве и Московской области, а также составление искового заявления можно через онлайн консультанта.

Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земли

об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

1. Истец, на основании ___________________________________________ от ______________ №__________ приобрел в собственность земельный участок кадастровый номер 34:34:030108:176, площадью 1514 кв.м., расположенный по адресу: ———————————————-, на котором расположена принадлежащая ему производственная база.

Учитывая, что истец является собственником данного земельного участка, он является плательщиком земельного налога.

В соответствии со ст. 390 НК РФ, для земельного налога, налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков.

В настоящее время, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка определенная на основании постановления ————————————————————- по состоянию на 01.01.10, составляет 2 382 612,08 рублей. Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176 данная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости.

В то же время, согласно заключению оценщика ИП _____________ от ________ №_______, рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176 по состоянию на 01.01.10, то есть на дату проведения кадастровой оценки, составляет 973 502 рубля, что ниже его кадастровой стоимости, утвержденной вышеуказанным постановлением —————————————-более чем в два раза.

Таким образом, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка, определенная на 01.01.10, не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права истца, так как ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога за принадлежащий ему земельный участок.

2. Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, государственная кадастровая оценка, в том числе земель городских поселений, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №255 (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Кроме того, согласно п. 3 действующего в настоящее время федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО №4), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 №508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям (как действующее на момент проведения оценки, так и действующее в настоящее время), не только не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, но и прямо предусматривает такую возможность. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

3. Законом №167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения и положения которой вступили в силу лишь в сентябре 2010 года.

Согласно частям 1 и 2 ст. 5 Закона №167, его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, нормы Закона №135-ФЗ в редакции Закона №167-ФЗ устанавливающие специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения на правоотношения по установлению кадастровой стоимости арендуемого истцами земельного участка не распространяются, следовательно истец воспользоваться механизмом Закона №167-ФЗ не может.

В то же время, согласно п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Читайте также:  Как вернуть книгу в интернет магазин озон и забрать деньги

В письме Минэкономразвития РФ от 03.05.2011 №Д06-2345, также говорится о возможности оспаривания в суде кадастровой стоимости земельного участка, при этом одним из оснований такого оспаривания может являться установление его рыночной стоимости.

Таким образом, единственным способом защиты нарушенного права для истца в данном случае, является обращение в суд.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 66 ЗК РФ, п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №913/11,

1. Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176, площадью 1514 кв.м., расположенный по адресу: ———————————— равной его рыночной стоимости в размере 973 502 рубля.

2. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ————————————————————————————————————— внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176, площадью 1514 кв.м., расположенный по адресу: ———————————————, равной его рыночной стоимости в размере 973 502 рубля.

Как написать заявление на пересмотр кадастровой стоимости?

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости – это то, что даёт шанс собственникам недвижимости снизить обязательную пошлину на имущество, которая вычисляется, основываясь на показателе кадастровой стоимости. Завышенная оценка стоимости недвижимости составляет половину всех оценённых объектов. Это действительно дорогостоящая проблема для владельцев жилья и участков. Поэтому они могут обжаловать эту цифру в госорганах. Как это происходит? Что для этого нужно сделать?

Что это?

Кадастровой стоимостью объекта недвижимости называют результат или величину оценки объекта. Такой оценкой занимаются независимые оценщики, проводя комплексные кадастровые работы. Эта величина необходима при вычислении суммы налогов, цены за объект при его продаже, покупке или аренде.

Зачастую сотрудники кадастровой службы устанавливают цену, которая превышает рыночную. Чтобы более точнее узнать, во сколько оценили недвижимость, можно зайти на официальный сайт Росреестра. Там эта информация находится в свободном доступе.

Всё, что потребуется от человека:

  1. Перейти в раздел «Электронные услуги и сервисы».
  2. Выбрать «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».
  3. Ввести кадастровый номер квартиры (указанный в документе на право собственности) либо её адрес. Если нужно узнать стоимость отдельно стоящего здания (дома, офиса) или земельного участка, то их просто можно отыскать на имеющейся там кадастровой карте.
  4. Нажать на кнопку «Сформировать запрос».
  5. Выбрать из высветившихся источников сведений – «ГКН» (Госкадастр недвижимости).
  6. Получить данные об объекте, его кадастровой цене и дате утверждения.

Причины для пересмотра

Для того, чтобы подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости, нужно указать в нём веские причины для обжалования этой цены. Основаниями для подобных действий можно считать:

  1. Использование неточных данных при оценке объекта либо частичное указание сведений. Например, оценщик не учёл индивидуальные особенности помещения либо участка: месторасположение (обычный район или район в зоне с особыми условиями), предназначение, категория строения, состояние (аварийное или жилое), размеры и т.д.
  2. Оценщик не учитывал рыночную цену недвижимости на тот момент, в результате чего она была явно ниже кадастровой.

Кто и где может обжаловать?

Обжаловать кадастровую цену вправе следующие категории граждан:

  • единственные владельцы недвижимости;
  • владельцы, состоящие в доле на эту недвижимость;
  • прямые наследники объекта;
  • бывшие владельцы (если сведения, указанные в Госкадастре, ущемляют их интересы в отношении уплаты налогов);
  • арендаторы (если цена за оплату проживания или аренды помещения зависит от цены, указанной в Госкадастре);
  • граждане, которые имеют разрешение на постоянную эксплуатацию помещения или участка).

Оспорить кадастровую цену можно в двух инстанциях:

  • через специальную комиссию, занимающуюся разрешением споров или конфликтов, связанных с этой величиной;
  • через суд.

Утверждение своих прав через комиссию – это более выгодное решение. Процесс займёт не больше месяца (а через суд – минимум два), не нужно будет оплачивать пошлину, а если истец не согласится с вынесенным решением – он сможет его обжаловать с помощью ещё одной инстанции – суда.

Комиссия может отказаться рассматривать это дело, если:

  • было предоставлено недостаточно документов для решения вопроса;
  • поданные документы или заявление имеют ненадлежащий вид (грязные, потрёпанные, с исправлениями, помарками, с непонятным почерком);
  • период давности для обжалования уже истёк;
  • стоимость оспариваемой цены уже была снижена до рыночной.

Содержание заявления

Заявление составляется в свободной форме и включает такие пункты:

  • ФИО председателя комиссии либо наименование суда;
  • данные об истце и ответчике (если это физическое лицо) либо название юридического лица (с указанием почтового индекса и места нахождения);
  • сведения о недвижимости, цена которого подлежит обжалованию;
  • причины для пересмотра цены;
  • законодательная база, подтверждающая, что интересы истца были нарушены, а правила оценивания объекта не соблюдены;
  • просьба о снижении кадастровой стоимости;
  • перечень прикладываемых документов;
  • дата подачи заявления;
  • подпись истца и расшифровка его инициалов.

Заявление подаётся лично в инстанцию либо по почте (предварительно сделав опись вложенных документов).

Прикладываемые документы

Что именно нужно приложить к заявлению, зависит от того, какую инстанцию для обжалования выбрал истец.

Если это комиссия, то понадобится такой пакет документов:

  • подтверждающие право собственности истца либо их копии, заверенные у нотариуса (если делом занимается лицо, имеющее права на этот объект);
  • доказывающие, что сотрудник кадастровой службы нарушил правила оценки и не учёл все факторы;
  • устанавливающие рыночную стоимость на момент определения кадастровой цены (бумажный и электронный носитель);
  • выписка из ЕГРН либо из кадастрового паспорта;
  • кадастровая справка с указанием оспариваемой цены.

Если это суд, то нужны документы, помимо вышеуказанных:

  • подтверждающие, что досудебное разбирательство спорного вопроса проходило на законных основаниях (для юридических лиц);
  • вынесенное решение комиссии (если оно есть) либо её письменный отказ рассматривать это дело;
  • письменное подтверждение того, что все участники дела получили копии искового заявления;
  • чек, подтверждающий уплату пошлины.

Вывод

Физическое либо юридическое лицо может обжаловать результаты принятых решений обеих инстанций: решение комиссии – через суд, а вердикт суда – через апелляционный суд. Но стоит учесть, что подача жалобы через суд может быть осуществлена не позднее 5 лет со дня внесения сведений о кадастровой стоимости в Госкадастр.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.