Аудит ТСЖ

Аудит ТСЖ

Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать её? Данный правовой инструмент является эффективным механизмом проверки деятельности такой некоммерческой организации. Разумеется, когда она назначается со стороны посторонних лиц, то необходимо разрешение управляющего органа организации. Однако в случаях, когда проверка подобного рода инициируется изнутри организации, действуют совершенно иные правила. Это является одним из способов, как проверить деятельность ТСЖ (товарищества собственников жилья).

Что такое аудиторская проверка?

Аудиторская проверка, как правило, назначается с целью изучения финансового состояния той или иной организации. Законодательством, да и на практике данный инструмент обозначен в качестве необходимого и эффективного механизма выявления финансового состояния того или иного предприятия. Наиболее распространено такое явление среди коммерческих организаций, но по желанию заинтересованных лиц она может быть проведена и в некоммерческого типа организациях.

Так в чём же заключается суть данной проверки? Она подразумевает под собой в первую очередь проверку документации, которая ведётся каждой организацией и отражает её хозяйственную деятельность. На практике она назначается контрагентами предприятия при согласии управляющего органа предприятия с целью выявления рентабельности проверяемой организации. Однако в случае с ТСЖ целью такой проверки является правильное и грамотное расходование средств, которые, по сути, являются деньгами участников организации.

Путём аудиторской проверки можно выявить следующие обстоятельства:

  • порядок начисления долгов и счетов по коммунальным услугам, а также правильность такого начисления;
  • узнать об эффективности тех или иных решений управляющих органов организации;
  • оценить финансовое состояние ТСЖ;
  • узнать о возможности признания действий управляющих органов неэффективными и оспорить их;
  • проверить правильность ведения бухгалтерской документации.

Несмотря на то что ТСЖ является некоммерческой организацией, оно всё же ведёт хозяйственную деятельность.

В данной деятельности ей приходится распоряжаться определёнными денежными средствами и взаимодействовать с иными субъектами, характер существования которых является коммерческим.

К тому же правильность ведения бухгалтерской документации является гарантом законности деятельности тех или иных ответственных лиц организации, так что элемент криминального характера также может быть выявлен при помощи аудиторской проверки.

Проверяет в основном уполномоченный специалист, но допускается проведение проверок со стороны обычных жильцов, т. е. они выступают аудиторами. Ведь стоимость услуг частного аудитора зачастую весьма высока.

Аудит со стороны председателя

Во всех случаях за работу в товариществе и ошибки, допускаемые в ходе работы, ответственность несёт председатель данной организации.

Однако в целях выявления ошибок в работе организации нижеследующий перечень лиц может назначить проведение проверки аудиторами:

  • председатель ТСЖ;
  • члены товарищества;
  • собственники квартир.

Таким образом, вне зависимости от того, является лицо членом товарищества, занимает ли оно в нём какую-либо должность, будучи собственником объекта недвижимости под управлением товарищества это лицо правомочно назначить аудиторскую проверку. Но в большинстве случаев такая ревизия назначается председателем организации.

По общему правилу, порядок назначения аудиторской проверки устанавливается уставом ТСЖ. Однако отсутствие указаний в уставе не лишает указанных выше лиц права требовать назначения аудиторской проверки. Так, жилищным законодательством закреплено их право требовать от председателя ТСЖ, а также иного управляющего органа проведения проверки финансового состояния организации, а также состояния бухгалтерской документации.

Если законными доводами убедить председателя либо иную управляющую структуру ТСЖ в необходимости проведения проверки не удалось, то вопрос можно решить в судебном порядке. Однако данный порядок очень долгий и не всегда эффективный. Для этого существует процедура созыва внеочередного собрания членов ТСЖ. Предоставив на нём убедительные доводы в необходимости проверки можно добиться своего.

Порядок аудиторской проверки

Перед тем как провести ревизию, следует уведомить всех членов ТСЖ.

Любое заинтересованное лицо, в установленном законом порядке уполномоченное на затребование проведения аудиторской проверки ТСЖ, должен пройти следующие этапы, чтобы добиться назначения соответствующей проверки:

  1. Ознакомиться с положениями устава ТСЖ, чтобы уяснить порядок назначения аудиторской проверки.
  2. Если по каким-либо основаниям права обычных членов ТСЖ или собственников жилья в назначении аудита ограничены, необходимо назначить общее собрание, по решению которого и будет проведена проверка.
  3. На общем собрании можно поднять вопрос об изменении порядка назначения аудита, упростить его и добиться своего желания контроля над деятельностью организации.
  4. В случае назначения аудита необходимо ознакомиться с заключением профессионального аудитора. Каждый член ТСЖ вправе самостоятельно ознакомиться со всеми документами бухгалтерии, а также затребовать финансовую отчётность и обоснование производимых ТСЖ расходов.
  5. Ознакомившись с результатами проверки, при обнаружении каких-либо ошибок необходимо созвать ещё одно собрание членов ТСЖ для обсуждения выявленных недостатков и принятия по ним решения. Один член ТСЖ самостоятельно принять решение не может.

Порядок судебного решения вопроса также закреплён в законодательстве. Однако в подобных делах эффективность судебного разбирательства несколько снижается, так как возникает необходимость участия всех членов товарищества, что осуществить на практике удаётся не всегда.

Проверка работы председателя

Председатель ТСЖ является ответственным за нормальное функционирование организации, вследствие чего ему даны определённые полномочия. Так, председатель обладает полномочием заключать от имени ТСЖ сделки с третьими лицами, в том числе и с коммерческими организациями, а значит, и распоряжаться имуществом товарищества. К примеру, сколько тратить на те или иные нужды.

Вместе с тем председателю нет необходимости каждый раз спрашивать разрешения жильцов. Ведь для этого необходимо будет созвать общее собрание, что не представляется желательным в связи с необходимостью оперативно решать некоторые вопросы хозяйственной деятельности ТСЖ.

По этой причине члены ТСЖ и собственники квартир зачастую настаивают на отчётности по деятельности председателя и этому служит аудит ТСЖ. Кстати говоря, председатель обязан отчитываться на общем собрании членов ТСЖ каждый год.

Таким образом, значение аудиторской проверки в качестве инструмента контроля над деятельностью управляющих ТСЖ лиц колоссальное. Так что не стоит им пренебрегать.

Обычно, целью проведения проверки является:

  • выявление расхождения между отчётными сведениями и фактическими данными;
  • выявление ошибок в ведении бухгалтерской документации;
  • выявление фактов преднамеренного нарушения норм законодательства.

В любом случае участие правоохранительных органов в разрешении споров, возникших вследствие проведения проверки, к примеру, в случае выявления факта воровства, является обязательным. Инициировать привлечение сотрудников данных органов может как сам председатель, проверивший деятельность товарищества, так и любое другое заинтересованное лицо.

Читайте также:  Когда сгорают неотгулянные дни отпуска

Тем самым ответственными за правильную работу института ТСЖ признаются не только уполномоченные лица или организации, но также каждый житель многоквартирного дома. Так что не стоит относиться к товариществу как к придаточной организации и нужно стараться участвовать в деятельности организации, так как она функционирует в интересах каждого лица.

Правильность данного распределения служит целям обеспечения нормальной жизнедеятельности всех членов ТСЖ, а также собственников квартир в пределах влияния того или иного товарищества.

Аудиторская проверка ТСЖ.

Как правильно и грамотно провести аудиторскую проверку ТСЖ собственникам жилья если председатель данного ТСЖ против этой проверки? Спасибо.

Статьей 160 Жилищного кодекса РФ предусмотрена проверка финансового состояния ТСЖ ревизионной комиссией.

Обязательный аудит в отношении ТСЖ законодательством не предусмотрен.

Но если в Уставе ТСЖ есть такая норма, что должен также проводится аудит, кроме ревизии, то заставить председателя заключить договор с аудитором можно через суд.

Статья 150. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья

1. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества.

2. Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии.

3. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

1.1) представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Ст. 150, “Жилищный кодекс Российской Федерации” от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ “О международных компаниях и международных фондах”), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 26.11.2019 N 378-ФЗ)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 01.05.2017 N 96-ФЗ)

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Читайте также:  Как правильно написать заявление на увольнение по собственному желанию

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

ст. 5, Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) “Об аудиторской деятельности”

Кто может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ и как ее провести

После получения ключей собственникам жилья в многоквартирном доме предстоит выбрать управляющую организацию. Последняя призвана следить за порядком в здании, решать какие-либо важные вопросы. Наиболее популярной формой правления сегодня считается ТСЖ.

Товарищество собственников формируют непосредственно владельцы квартир. Каждый из них вправе знать, как и на что расходуются денежные средства членами правления ТСЖ. На данный вопрос призвана ответить независимая инспекция – аудит. Рассмотрим подробнее, как проверить деятельность объединения.

Зачем нужна проверка

Необходимость проверки ТСЖ обусловлена регулярным поступлением на счета организации денежных средств. Отсутствие должного контроля чревато растратой, что является нарушением действующего законодательства.

Наиболее часто встречающиеся вариации обмана и их последствия таковы:

  1. Подписание фиктивных договоров, и последующий вывод средств на счета заинтересованных лиц через сторонние компании. В итоге под управлением ТСЖ остается лишь часть средств из общего фонда. Недостаток денег негативно сказывается на обслуживании дома и прилегающей территории.
  2. Игнорирование законов и требований к аудиторской проверке. Члены правления ТСЖ берут средства наличными, что можно расценить как воровство и уклонение от уплаты налогов.
  3. Халатность в оказании услуг. Чревата плачевным состоянием дома и близлежащих территорий.

Кто вправе проводить аудит

Аудиторская проверка ТСЖ осуществляется не только специализированными организациями. Стать инициатором проверки может любой собственник жилья.

Для этого необходимо сначала тщательно изучить заключенный с организацией договор. На основании конкретных пунктов можно получить от членов правления максимально подробные сведения о деятельности ТСЖ.

Ревизионная комиссия

Представляет собой орган, в состав которого входят некоторые жильцы многоквартирного дома. При этом последние не должны быть задействованы в качестве членов правления ТСЖ.

Упоминание об указанной организации можно встретить в ст. 150 Жилищного Кодекса страны. По закону, комиссия не имеет права корректировать решения, принятые правлением товарищества. В ее обязанности входит ревизия и надзор за деятельностью председателя ТСЖ.

Прокуратура

Закон о прокуратуре регламентирует ее права относительно контроля за действиями юридических лиц. Чтобы деятельность ТСЖ была в рамках закона, организация должна быть зарегистрирована.

Правильно оформленная жалоба в прокуратуру будет рассмотрена или передана по нужному адресу для инициирования проверки.

Иные инстанции

Провести аудит вправе такие организации, как:

  1. Роспотребнадзор.
  2. Жилищная инспекция.

В первом варианте большее внимание уделяется конкретным случаям неквалифицированного оказания услуг. При этом обязательно учитываются санитарные нормы и подписанный договор с жильцами дома.

Проверка, которая инициируется Госжилинспекцией, направлена на оценку таких показателей, как:

  • Общее состояние объекта строительства.
  • Имеющаяся инфраструктура и придомовая территория.

Важно, чтобы оба эти фактора соответствовали установленным нормам противопожарной и санитарной безопасности. Образец жалобы в жилищную инспекцию:

Методы контроля

Если возникают сомнения касаемо честности председателей товарищества, следует направить соответствующую жалобу представителям компетентных органов. Последние проведут необходимую проверку ТСЖ (аудит). По ее результатам к организации будут применены взыскания.

Как провести самостоятельную проверку? Следует начать с обращения в ревизионную комиссию. Потребуется ознакомиться с такими бумагами, как:

  • Отчеты бухгалтерского отдела.
  • Результаты последней проведенной инвентаризации.
  • Отчеты по выполненным работам.

Необходимо сопоставить полученные сведения и попробовать выявить несоответствие. Если какие-либо работы по заказу ТСЖ выполняли подрядчики, разузнайте информацию о них через ЕГРЮЛ.

Выявление кражи

Вопрос о том, как проверить ТСЖ на воровство, является довольно актуальным. Желающий добиться правды может:

  • обратиться с жалобой в Прокуратуру;
  • провести самостоятельную проверку.

Юридически неподкованные жильцы вправе нанять специалистов, грамотная работа которых позволит выявить тех, кто ворует.

Осуществление проверки

Чтобы аудит был независимым и объективным, специальная комиссия выполняет следующие действия:

  • Дает оценку деятельности ТСЖ с точки зрения законности.
  • Проверяет списки инвентаризации.
  • Делает запрос сведений по бухгалтерии.

Иногда жильцы не знают, кто может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ. Такая правовая некомпетентность влечет за собой безнаказанность и ухудшение имеющейся ситуации.

Принять решение о проведении ревизии допустимо на общедомовом собрании. Последнее может быть созвано любым собственником по мере необходимости. Об этом свидетельствует Жилищный Кодекс РФ (ст. 45). Обратите внимание: внеплановое собрание засчитывается, если доля присутствующих – более 50 %.

Стоимость проверки

Нельзя назвать конкретную стоимость аудиторской проверки. Услуги комиссии оплачиваются в каждом случае индивидуально, исходя из имеющегося объема работы.

Зачастую капитал ТСЖ не превышает порог в 20 млн. руб. К тому же товарищество не может перейти на специфическую систему уплаты налогов. Стоимость аудита при таких условиях варьируется в пределах 25-70 тыс. руб. Более конкретную цифру назовут в выбранной компании.

Работа счетной комиссии

Счетная комиссия представляет собой орган, который на каждом проводимом собрании ТСЖ подсчитывает, сколько жильцов проголосовало. Ее образование может быть предусмотрено уставом товарищества. Если речь идет о заочном голосовании, члены счетной комиссии проводят поквартирный опрос.

Если возникли подозрения относительно работы членов правления ТСЖ, стоит позаботиться о тщательной проверке. Она может быть проведена как своими силами, так и с помощью сторонних организаций. Оба варианта регламентированы действующим законодательством.

Зачем нужен аудит ТСЖ?

Прежде всего, отметим, что под ТСЖ понимается вид товариществ собственников недвижимости (ТСН), представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (ст.135 ЖК РФ).

Кроме того, ТСЖ представляет собой некоммерческую организацию и, следовательно, на нее распространяется действие Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Основной целью ТСЖ является управление многоквартирным домом. Собственниками помещений в многоквартирном доме могут быть как физические, так и юридические лица. Вступление собственников в члены ТСЖ является добровольным.

Читайте также:  Можно взымать долги с пенсии участников боевых действий

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (пп.1 п.2 ст.151 ЖК РФ).

Обязательность проведения аудита ТСЖ

Как правило, ТСЖ не подпадают ни под один пункт случаев проведения обязательного аудита. Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В отношении ТСЖ проводится инициативный аудит, как правило, тематический.

Цель проверки ТСЖ

Аудит дает возможность членам ТСЖ, а также правлению ТСЖ проверить состояние бухгалтерского и налогового учета, правильность применяемых тарифов, выявить нецелевое использование денежных средств.

Кроме того, в процессе тематического аудита могут быть выявлены незаконные схемы, связанные с выводом денежных средств членов ТСЖ путем заключения фиктивных договоров с подрядчиками.

Как правило, в случаях судебного разбирательства по фактам хищения средств членов ТСЖ, судьи задают вопросы следующего характера (Определение АС Красноярского края от 15.05.2017 г. №А33-29692/2015):

  • какова точная сумма денежных средств, поступавших в кассу ТСЖ за определенный период;
  • какой размер расходов ТСЖ по управлению многоквартирным домом;
  • по целевому назначению (в соответствии с нормами жилищного законодательством и другими нормативными актами и правилами), или с нарушением осуществлялось расходование денежных средств ТСЖ.

На подобные вопросы ответить сможет только эксперт, проводивший проверку финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ.

Кроме проведения проверки, аудиторская фирма «РосКо — Консалтинг и аудит» («РосКо») сможет оказать консультационную поддержку ревизионной комиссии ТСЖ.

Кто может проверить ТСЖ?

Казалось бы, если среди членов ТСЖ есть специалист, обладающий знаниями в области бухгалтерского, налогового учета, он может запросить необходимую документацию и самостоятельно проверить финансово-хозяйственную деятельность ТСЖ.

Но не любой документ может запросить член ТСЖ для ознакомления, а только тот перечень документов, который приведен в ч.9 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731.

Так, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ раскрытию подлежат следующие сведения:

  • годовая бухгалтерская отчетность товарищества, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
  • сметы доходов и расходов товарищества на текущий год и год, предшествующий текущему году;
  • отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества за год, предшествующий текущему году;
  • протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и (или) организацией предоставления коммунальных услуг (за текущий год и год, предшествующий текущему году);
  • заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;
  • аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок годовой бухгалтерской отчетности товарищества) за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году.

А иные документы, такие как: штатное расписание, книги приказов, табели учета дежурств консьержей, ведомости получения заработной платы, графики отпусков, ТСЖ не обязано предоставлять членам товарищества и собственникам дома (Апелляционное определение Санкт-петербургского городского суда от 18.08.2016 г. №33-15377/16).

Поэтому для проведения полноценной проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ лучше воспользоваться услугами аудиторской компании.

Что проверяют при аудите ТСЖ?

ТСЖ, наряду с «обычными» компаниями представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность ТСЖ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

В этой части аудит проводится с целью выявления достоверности формирования бухгалтерской и налоговой отчетности.

ТСЖ могут применять как общую, так и упрощенную систему налогообложения. Применяя общую систему налогообложения, ТСЖ должны учитывать ряд особенностей, обусловленных их характером деятельности.

Как правило, сложности возникают с необходимостью организации раздельного учета при использовании налоговых льгот.

Например, в части НДС аудиторы выявляют замечания в правильности применения льготы. Дело в том, что от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения НДС установлен пп.30 п.3 ст. 149 НК РФ по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами ТСЖ (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.04.2010 г. №16-15/042344, Решение АС Тульской области от 06.06.2017 г. №А68-10748/2015, Постановление АС Московского округа от 10.10.2016 г. №А 40-166034/2015).

Немало замечаний возникает и при проверке правильности исчисления налога на прибыль.

ТСЖ, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Иначе указанные средства будут рассматриваться налоговиками как подлежащие налогообложению с даты их получения.

ТСЖ не должны учитывать в налоговой базе вступительные, членские взносы, отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами (Письма Минфина РФ от 18.11.2015 г. №03-11-06/2/669/7, от 15.07.2011 г. №03-11-11/185).

При этом суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги (электроэнергию, водоснабжение и др.), являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при расчете налога на прибыль согласно ст.249 НК РФ (Письма Минфина РФ от 18.11.2015 г. №03-11-06/2/669/7, от 29.06.2011 г. №03-01-11/3-189).

ТСЖ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом ограничений, которые налагаются на НКО). Например, сдачу в аренду общего имущества в многоквартирном доме (пп.1 п.2 ст.137 ЖК РФ).