Возмещение ущерба нанесенного автомобилю без ДТП в 2018 году

Возмещение ущерба нанесенного автомобилю без ДТП в 2018 году

Объективная реальность такова, что получить ущерб автомобиль может, даже не участвуя в дорожном движении (например, просто дожидаясь хозяина на парковке). Что делать, если автомобилю нанесен ущерб третьими лицами (без участия в ДТП)? Каков порядок действий автовладельца? Можно ли получить компенсацию за повреждение автомобиля, не связанное с ДТП? Кто обязан возместить ущерб автомобилю в случае, если страховой полис есть и когда полиса нет? Дадим ответы на эти вопросы в данной статье.

Порядок действий после обнаружения повреждений

Полис ОСАГО не предполагает возмещение ущерба, который автомобиль получил не в дорожно-транспортном происшествии, а таковым считается любое столкновение или соприкосновение с другим транспортным средством или пешеходом во время движения. Если же кто-то намеренно, например, поцарапал кузов или разбил стекло, возместить ущерб почти нереально, ведь для этого нужно как минимум найти виновника. Тем не менее знание своих прав значительно увеличит шансы на получение компенсации. В общем и целом стоит придерживаться следующего алгоритма:

  1. Зафиксировать весь причиненный урон (лучше сфотографировать, но сойдет и запись на бумаге) — это нужно для того, чтобы впоследствии, если работники правоохранительных органов не заметят вмятину или царапину, можно было быстро сориентироваться и указать им на данный факт. Но трогать сам автомобиль, а уж тем более пытаться устранить какие-либо дефекты, ни в коем случае не стоит.
  2. Вызвать ГИБДД или полицию, при наличии полиса КАСКО заодно и известить страховую компанию.
  3. Не отступать от своих требований и претензий, когда на место инцидента прибудет полиция. Зачастую представители этого ведомства не хотят заводить малоперспективное дело, настаивая на том, что ущерб несущественен, и вероятность найти нарушителя ничтожна.
  4. Обратиться в отделение полиции после осуществления полицейскими первичных следственно-оперативных действий (желательно в то, к чьей юрисдикции относится место происшествия) и написать там заявление о факте причинения вреда транспортному средству.

По итогам общения с правоохранительными органами желательно иметь на руках такие документы, как копия написанного заявления, талон-уведомление, который служит подтверждением регистрации заявления в ОВД, справку о фиксации факта противоправных действий, в которой содержатся сведения о месте преступления, список повреждений, предполагаемое время и т.п., а также постановление о возбуждении административного (либо уголовного) дела или отказ в таковом.

От кого требовать компенсации?

После выполнения всех вышеописанных действий нужно в кратчайшие сроки (наиболее оптимальное — на следующий же день) обратиться к страховщику и написать в его офисе заявление на получение возмещения и предоставить требуемые документы (точный список лучше уточнить в самой СК). Их стоит заблаговременно отксерокопировать и передавать уже заверенные подписью копии, а не оригиналы (вдруг что-либо внезапно потеряется и т.п.). Далее все будет зависеть от типа полиса.

Если речь идет о КАСКО, то останется лишь дождаться, пока представители страховой компании осмотрят поврежденный автомобиль и посчитают итоговую сумму ущерба. В том случае, когда она не совпадает с реальной стоимостью ремонта, заказывается проведение независимой экспертизы и на основе ее результатов следует написать претензию в СК или сразу подать заявление в суд. Но полисы КАСКО некоторых компаний не покрывают подобные виды причинения вреда (повреждение ТС, не связанное с ДТП) — об этом можно узнать, внимательно изучив страховое соглашение.

Если авто было застраховано только по ОСАГО либо полиса нет в принципе (бывает и такое), то рассчитывать на выплату компенсации от СК не стоит. В то же время никто не запрещает гражданину требовать возмещения убытков непосредственно с лица, причинившего ущерб (в досудебном или судебном порядке в соответствии со ст. 1064 ГК РФ). Но дело, вероятней всего, значительно затянется, поскольку будет необходимо вначале найти виновника (ждать, пока с этим справится полиция).

Заключение

В случае причинения автомобилю вреда третьими лицами получить возмещение будет достаточно непросто, особенно если виновник содеянного незаметно скрылся с места преступления. Потерпевшему повезет, если у него оформлен полис КАСКО, а договором предусмотрено покрытие такого ущерба. В ином случае получить компенсацию можно будет только в судебном или осудебном порядке от лица, совершившего правонарушение.

Хозяин аварии

Во всяком случае так посчитал Верховный суд. По мнению юристов, это давно сложившаяся практика. Если виновник аварии – водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором – устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой – Марина Дьякова – погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом. Этим автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Читайте также:  Квартиранты съезжают раньше срока договора нет

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова – владелец источника повышенной опасности – автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он. Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование. Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

Лев Воропаев, адвокат:

– Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества – автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО. А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа “по доверенности” и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа. И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный налог.

Как получить возмещение, если ущерб автомобилю нанесён без ДТП?

Страховой случай наступает не только в момент ДТП часто автомобили получают повреждения механически. В таких ситуациях владельцу поврежденного авто бывает трудно взыскать возмещение ущерба. Главная проблема – недостаток информации о виновнике повреждений, если он вообще есть.

Но на пути к благополучному взысканию денег может стать и незнание собственных прав. Из этой статьи Вы поймете, как получить возмещение в случае повреждений автомобиля без ДТП. Особого внимания заслуживают случаи, когда повреждения автомобилю были причинены третьими лицами.

Чтобы выйти из непростой ситуации и получить выплату, необходимо четко знать, как надо действовать.

  • Что делать, если автомобиль поврежден третьими лицами?
  • Как возместить ущерб, нанесенный авто?
  • Как поступать, если есть полис КАСКО?
  • Что делать, если машина застрахована по ОСАГО
  • Что делать, если виновник повреждений – дорожные службы?
Читайте также:  Новый закон о получении гражданства РФ

Что делать, если автомобиль поврежден третьими лицами?

Начать надо со старательного осмотра автомобиля.

Тщательно зафиксируйте на бумаге все найденные повреждения, но старайтесь не прикасаться.

Механические повреждения бывают нескольких видов:

  • царапины на покрытии автомобиля;
  • вмятины в любом месте его кузова;
  • повреждения колес и стекол машины.

После того, как Вы зафиксируете повреждения, вызовите полицию. Сразу после этого, не дожидаясь приезда стражей порядка, позвоните страховщикам, у которых Вы застрахованы по КАСКО

Помните 2 важных детали:

  1. необходимо записать ФИО сотрудника страховой, который Вам ответил, время и дату звонка
  2. нужно спросить у сотрудника, что делать в данной ситуации, и запомнить его ответ

Когда приедет полиция, очень важно вести себя правильно. Стражи порядка могут попытаться спустить дело, как говорится, «на тормозах». Чтобы этого избежать, Вы должны поступать следующим образом:

  1. ни за что не говорите, что ущерб является несущественным (даже если полиция будет настаивать)
  2. не говорите, что у Вас нет к кому-либо претензий (наоборот, выразите заинтересованность в том, чтобы узнать личность нарушителя)

Из общения с полицией нужно извлечь следующее:

  • заявление о повреждении машины путем противоправных действий третьих лиц
  • талон-уведомление, подтверждающий регистрацию заявления в ОВД
  • справка из ОВД, которая фиксирует противоправных действий (в справке должны быть указаны место и день происшествия, основные данные о Вашем авто, полный список повреждений)
  • постановление о возбуждении (или отказе) уголовного или административного дела с печатью

Как возместить ущерб, нанесенный авто?

После того, как полиция закончила работу над местом происшествия, можно добираться домой.

Затем в кратчайшие сроки (лучше – на следующий же день) следует написать заявление в Вашу компанию по страхованию, сделать его заверенную копию и подать заявление совместно с документами.

Список документов, а также порядок и сроки их подачи, предварительно уточните у страховщика.

Затем останется лишь дождаться, пока страховщики произведут осмотр повреждений машины и оценят сумму ущерба.

Если возмещение соответствует общей стоимости ремонта, то проблему можно считать решенной.

Если же нет – следует заказать независимую экспертизу и оформить претензию в страховую организацию или сразу написать иск в суд.

Как поступать, если есть полис КАСКО?

При наличии полиса КАСКО нужно действовать по стандартной схеме.

Неважно, в какой ситуации Вашему автомобилю был причинен ущерб – наступление страхового случая надо сразу же зафиксировать.

После этого – простой алгоритм:

  1. Пишем заявление в страховую компанию
  2. Прикладываем к нему документы, указанные в договоре о страховании
  3. Дожидаемся возмещения ущерба по страховому случаю
  4. Если страховщики отказываются возмещать – пишем исковое заявление

Что делать, если машина застрахована по ОСАГО

Когда ущерб получен без ДТП, то принципиальных отличий между КАСКО и ОСАГО нет.

Получить возмещение можно одним и тем же путем. Вся разница обусловлена особенностями полиса страхования:

  • КАСКО позволяет возместить ущерб при наступлении страхового случая, даже если виновник неизвестен
  • прежде чем получать возмещение по ОСАГО, нужно найти виновника (этим занимается полиция)

Оригинал всегда должен быть у Вас, иначе недобросовестные страховщики могут его повредить. В ответ на претензии сотрудников страховой компании говорите, что нотариально заверенная копия имеет не меньше прав, чем оригинал.

Что делать, если виновник повреждений – дорожные службы?

Если Вы знаете, что ущерб автомобилю был нанесен сотрудниками дорожных служб – значит, виновник известен.

Первым делом нужно направить виновнику претензию о том, что Вы хотели бы возместить материальный ущерб.

В претензии стоит предложить добровольное урегулирование сложившейся ситуации.

Если дорожные службы отказываются платить добровольно – остается лишь подать иск в суд. В иске нужно указать сумму материальных убытков. Чтобы узнать эту сумму, закажите независимую экспертизу.

Почему не стоит сразу подавать иск? Для этого есть 3 причины:

  1. дорожные службы сами наказывают работников за очевидные оплошности, поэтому у Вас есть хорошие шансы получить возмещение убытков в досудебном порядке
  2. чтобы обойтись без суда, дорожные службы могут возместить ущерб полностью, тогда как суд в ходе рассмотрения дела может уменьшить объем компенсации
  3. если дело всё же дойдет до суда, то факт Вашей попытки добровольно урегулировать ситуацию станет дополнительным стимулом для удовлетворения иска

Если Вы оцените ущерб без его участия, то это может быть расценено как попытка скрыть реальную сумму ущерба.

satyrn-908 › Блог › Что такое утрата товарной стоимости авто при ДТП, и как ее компенсировать

Представим себе неприятную, но вполне реальную ситуацию: человек приобрел новый автомобиль и вскоре после покупки попал в ДТП не по своей вине. Ожидая страховую выплату в таком случае, стоит рассчитывать не только на оплату ремонта, но и на компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля. Выясняем, что это, и как ее получить.

Читайте также:  Алименты от мрот или прожиточного минимума

Автор:
Алексей Кокорин
1. ЧТО ТАКОЕ УТРАТА ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ?
Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) в базовом понимании – это разница между стоимостью автомобиля, не бывшего в ДТП, и автомобиля, восстановленного после ДТП. Ведь совершенно очевидно, что небитый автомобиль стоит дороже, а даже самый качественный ремонт не может восстановить машину до предаварийного состояния. Именно это снижение стоимости автомобиля из-за ДТП и есть утрата товарной стоимости.

2. КТО МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА КОМПЕНСАЦИЮ УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ?
Утрата товарной стоимости компенсируется не всем автовладельцам. Для того, чтобы правомерно претендовать на нее, должны соблюдаться определенные условия.

Возраст автомобиля не должен превышать 7 лет для иномарок и 3 лет для отечественных машин
Износ автомобиля не должен превышать 30%
ДТП, по которому требуется компенсация УТС, должно быть первым для автомобиля
Владелец автомобиля не должен являться виновником ДТП
В случае, если УТС компенсируется по ОСАГО, оно не может суммарно с основными выплатами превышать максимальную страховую сумму
Если речь идет о каско, отказ в компенсации УТС не должен быть прямо прописан в страховом договоре
3. ЧЕМ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ПРАВО АВТОВЛАДЕЛЬЦА НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЕНСАЦИИ УТС?
Действующей правовой базой и судебными прецедентами. Во-первых, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. утвердило факт того, что утрата товарной стоимости не относится к упущенной выгоде, как заявляют некоторые страховщики в ответ на обращения граждан.

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно подпункту «а» пункта 60 вышеназванных Правил при причинении вреда имуществу потерпевшего возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб.

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

Во-вторых, Постановление Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 года «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подтверждает право автовладельца на компенсацию УТС.
29. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утраченная товарная стоимость подлежит возмещению и в случае выбора потерпевшим способа возмещения вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования.

Таким образом, если соблюдены условия, перечисленные в пункте 2, утрата товарной стоимости автомобиля должна компенсироваться безусловно, и ее нельзя трактовать как упущенную выгоду. Стоит отметить, что в случае с ОСАГО единственным ограничением на получение полноценной компенсации УТС является максимальная страховая сумма, равная 400 тысячам рублей – суммарная выплата и на ремонт, и за УТС не может превышать эти 400 тысяч. А вот в случае страхования по каско следует внимательно читать договор: поскольку каско – это добровольное страхование, условия могут быть разными, и страховая компания может уточнить в договоре, что компенсация УТС не входит в число выплат по этому договору.