Закупки у единственного поставщика: популярные основания

Закупки у единственного поставщика: популярные основания

    On 09.12.2019 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Малые закупки

Часть своих закупок заказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур, то есть у единственного поставщика. В том числе это так называемая малые закупки. В последнее время их стало еще больше, поскольку лимит их стоимости был повышен. Но в законе 44-ФЗ есть и другие случаи, когда можно закупаться напрямую, минуя конкурсы, аукционы и запросы.

Суть закупки у единственного поставщика

Так называется способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты;
  • процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален;
  • закупку можно провести в сжатые сроки;
  • не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.

Основания для проведения неконкурентной закупки

Случаи, когда можно заключить контракт с поставщиком напрямую, описаны в части 1 статьи 93 закон о госзакупках. Всего там перечислено более 5 десятков различных оснований. Остановимся лишь на некоторых из них, которые применяются чаще всего:

  1. Закупки у естественных монополий. Например, когда нужно купить билеты на поезд, приходится заключать контракт с РЖД, так как других перевозчиков нет.
  2. Закупка на сумму до 300 000 рублей. Закон позволяет заказчикам осуществлять небольшие закупки у тех поставщиков, которых они выбирают самостоятельно. Ранее сумма малой закупки ограничивалась 100 000 рублей, но с середины 2019 года ее подняли до 300 000 рублей.
  3. Закупка услуг по водо-, тепло- и газоснабжению, по подключению к инженерным сетям, по обращению с некоторые веществами, оборот которых ограничен (психотропные, наркотические). Это основание похоже не первое, так как выбора из компаний, предоставляющих такие услуги, как правило, нет.
  4. Закупка при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, если необходимо оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. Контракты заключаются напрямую из-за отсутствия времени проводить конкурентные закупки с регламентированными сроками.
  5. Не состоялся конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, повторный), электронный аукцион, запрос котировок или предложений. Есть лишь одна заявка, удовлетворяющая условиям, остальные либо не прошли по требованиям, либо и вовсе не подавались.

Рассмотрим некоторые основания более подробно.

Закупки малого объема

Если сумма контракта не превышает 300 000 рублей, заказчик может заключить его напрямую. Но есть дополнительные условия — годовой объем таких контрактов не должен быть более:

  • 2 млн или 5% от совокупного годового объема закупок этого заказчика;
  • 50 млн рублей.

Закупать таким образом можно любые товары или услуги, в том числе и однотипные. Но нельзя дробить 1 контракт на несколько таким образом, чтобы каждый из них укладывался в объем малой закупки.

Например, заказчик купил несколько компьютеров на общую сумму 260 000 рублей. Спустя полгода он купил пару копировальных аппаратов на общую сумму 150 000 рублей. Стоимость каждого контракта меньше 300 000, поэтому покупка производилась у единственного поставщика. Между сделками прошло много времени, плюс контракты заключались с разными поставщиками. Никаких подозрений такие закупки не вызовут.

Другое дело, если нужно было закупить партию из 20 компьютеров по цене около 50 000 рублей каждый. Чтобы не проводить конкурентную процедуру, заказчик решил разбить покупку на 4 контракта по 5 компьютеров. Сумма каждого контракта будет равна 250 000 рублей, поэтому на первый взгляд все законно. Однако тут налицо все признаки дробления контракта: однотипный товар, купленный за небольшой промежуток времени у одного поставщика. Так делать нельзя — нужно проводить конкурентную закупку.

Заказчики любят малые закупки за то, что контракты заключаются по простой схеме, без проведения конкурсов или аукционов. Им не нужно:

  • отражать каждую такую закупку в плане-графике. Достаточно указать в нем общую сумму малых закупок за год;
  • публиковать в ЕИС извещение о проведении закупки у единственного поставщика;
  • размещать в системе сведения о заключенном контракте.

Несостоявшаяся неконкурентная процедура

Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.

Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.

Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:

  • раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
  • сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств. Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.

Чрезвычайные ситуации

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Конец года

Заказчику выделены средства в самом конце года. Ситуация простая: деньги на закупку есть, а проводить процедуру времени нет. Можно ли здесь применить пункт 6 части 1 статьи 93 закон о госзакупках? Является ли отсутствие времени обстоятельством непреодолимой силы?

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Произошли определенные события, которые с большой долей вероятности приведут к аварии, и заказчик об этом знает. Может ли он для предотвращения последствий этой аварии приобрести товары, работы или услуги на основании контракта с единственным поставщиком?

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Читайте также:  Как проверить авто на штрафы украина по номеру

Контракт спустя время после форс-мажора

Авария случилась, ее последствия уже наступили. Прошло определенное время, и заказчик заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на это происшествие. Правильно ли он поступил?

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Как проверяются контракты

В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.

Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

  1. Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
  2. Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
  3. Составляется докладная записка.
  4. Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
  5. Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

Статьи

Закупки у единственного поставщика в электронной форме

Закон № 44-Ф предусматривает право заказчиков на осуществление с 01.10.2020 закупок “малого объема” в электронной форме, т.е. вводится использование так называемых “электронных магазинов”. Работа “электронных магазинов” обеспечивается электронными площадками, уполномоченными на проведение электронных процедур закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. При этом существующие региональные “электронные магазины” (например, Портал поставщиков в Москве, Электронный магазин Московской области и др.) продолжают свою работу. Таким образом, у региональных заказчиков с 01.10.2020 появилось право выбора: пользоваться федеральными электронными магазинами при осуществлении закупки у единственного поставщика на сумму до 3 000 000 рублей или проводить такие закупки на региональной площадке, но при этом предельная сумма закупки будет меньше: 600 000 рублей (п. 4 и п. 5 ч 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). О новом порядке осуществления закупок у единственного поставщика в электронной форме поговорим в данной статье.

Какие закупки можно проводить в электронной форме?

Проведение закупки у единственного поставщика в электронной форме возможно только при условии, что они осуществляются по основаниям, предусмотренным п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. По иным основаниям ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) проведение закупки в электронной форме не допускается.

Закупать до 3 000 000 рублей можно только товары (!). Работы и услуги должны закупаться так, как это было предусмотрено до 01.10.2020 (например, посредством регионального электронного магазина) или путем заключения обычного бумажного договора с прежним ограничением по сумме на один заключаемый договор в размере 600 000 рублей

Объем закупок у единственного поставщика

Объем закупок у единственного поставщика с 01.10.2020 не изменился. Он составляет 10% от СГОЗ для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и 50 % от СГОЗ для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для всех закупок, проводимых по данным основаниям, в том числе в электронной форме посредством “электронных магазинов”.

Порядок проведения закупок у единственного поставщика в электронной форме

Порядок проведения закупок у единственного поставщика в электронной форме представим в виде следующей схемы:

На схеме видно, что участники первоначально формируют предварительные предложения об имеющихся у них товарах. Такие предложения, помимо стандартизированных сведений и документов об участниках (в том числе копий лицензий и выписок из реестра членов СРО), также содержат:

  • наименование и характеристики предлагаемого к поставке товара по конкретной позиции КТРУ;
  • товарный знак товара (при его наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • документ, подтверждающий страну происхождения товара, если его предоставление предусмотрено актами об импортозамещении, принятыми в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ (прим.: здесь следует отметить, что указанные документы предоставляются не только в случае применения запретов на закупаемую заказчиком продукцию, но также в случае применения ограничений допуска и особых условий допуска) . В случае же отсутствия в предварительном предложении такого документа товар, предлагаемый участником к поставке, приравнивается к иностранному товару (прим.: здесь также следует отметить, что рассматриваемые закупки отнесены Законом № 44-ФЗ к закупкам у единственного поставщика. Соответственно правила импортозамещения, устанавливающие ограничение допуска иностранной продукции, в данном случае не применяются. Следовательно, комиссия заказчика не вправе отклонять предварительные предложения, если “сработали” условия применения правил “третий лишний” и иные, определяющие ограничение допуска в конкурентных процедурах (во всяком случае такой вывод следует из редакции актов об испортомещении, устанавливающих ограничение допуска, на день подготовки данного материала экспертами Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру”)) ;
  • единица измерения товара по общероссийскому классификатору;
  • цена единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам (прим.: Закон № 44-ФЗ не связывает сведения о количестве поставляемого товара, предлагаемого участником на разных электронных площадках. Следовательно, размещая предложения по одному товару на разных электронных площадках, участник должен самостоятельно следить за непревышением указанного объема тому, что есть в наличии на складе);
  • регион поставки по общероссийскому классификатору;
  • срок действия предварительного предложения до 1 месяца, который может быть продлен участников в любой момент. Также в любой момент участник может участник может отозвать свое предварительное предложение, размещенное на электронной площадке, до его направления оператором конкретному заказчику.
Читайте также:  Акт увольнение за прогул образец

Заказчики формируют извещение об осуществлении закупки, которое содержит в себе проект контракта, обоснование цены, а также сведения о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Помимо этого извещение об осуществлении закупки также включает:

  • адрес электронной площадки, на которой размещается извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика
  • информацию, указанную в п.п. 1-3, 5, 8 – 12 ст. 42 Закона № 44-ФЗ;
  • наименование товара и его характеристики по КТРУ, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, единицу измерения товара, место поставки товара;
  • информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • требования, предъявляемые к участникам закупки по ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ;
  • требование об отсутствии участника в РНП (при наличии).

В течение одного часа после размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки направляет заказчику до 5 предварительных предложений, размещенных на электронной площадке, которые соответствуют извещению заказчика по позиции КТРУ, региону поставки, цене и количеству поставляемой продукции. В случае, если только одно предварительное предложение удовлетворяет требованиям заказчика, его передача оператором заказчику не осуществляется, а само осуществление закупки у единственного поставщика прекращается.

Если на площадке размещено более 5 предварительных предложений, удовлетворяющих структурированным данным извещения, то оператор направляет только 5 предварительных предложений, которые содержат наименьшие цены. Однако, их направление оператором вовсе не озачает, что такие предварительные предложения полностью соответствуют всем требованиям заказчика, указанным в извещении об осуществлении закупки. Заказчику еще предстоит их рассмотреть.

Основания для отклонения предварительного предложения следующие:

  • непредоставление участником закупки в предварительном предложении информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;
  • несоответствии информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, требованиям извещения
  • несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении к участникам закупки
  • при наличии в предварительном предложении импортной продукции, в том числе отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения товара (если на предмет закупки распространяется запрет, установленный актом об импортозамещении в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ)
  • наличие в предварительном предложении недостоверной информации.

Участник, предварительное предложение которого полностью удовлетворяет всем требованиям извещения об осуществлении закупки заказчика и содержит наименьшую цену, становится контрагентом заказчика. С ним заключается контракт в упрощенном порядке за 2 рабочих дня.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

ЗАКУПКА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ЕП)

Закупка у единственного поставщика – что это?

Закупка у единственного поставщика (ЕП) по 44-ФЗ – это способ закупки при котором контракт заключается с конкретным поставщиком без применения конкурентных способов осуществления закупки, т.е. заказчик предлагает заключить контракт определенному физическому или юридическому лицу. В большинстве случаев, такой способ определения поставщика является правом заказчика, а не его обязанностью.

В каких случаях можно проводить закупку у ЕП?

Полный перечень закреплен в ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ и является исчерпывающим, наиболее распространенными являются следующие случаи:

  • объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и услуг центрального депозитария
  • закупка для государственных нужд, определенная указом (распоряжением) Президента РФ
  • сумма закупки не превышает 600 тысяч (закупка малого объема). В этом случае годовой объем закупок не должен быть выше 5 млн. руб или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не составляет более чем 30 млн. руб
  • закупка, при которой исполнителем может быть только орган исполнительной власти или подведомственный ему орган.
  • закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств.
  • закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи.
  • закупка для осуществления управления многоквартирным домом
  • принятие заказчиком решения о заключении контракта с ЕП, в том случае если определение поставщика было признано несостоявшимся.
  • оказание услуг для направления работника в служебную командировку.

Кто относится к субъектам естественных монополий:

Субъекты естественных монополий – это субъекты, которые занимаются производством и реализацией товаров, работ или услуг в условиях естественной монополией, т.е. никто другой таким производством не занимается. Существует утвержденный Реестр субъектов естественных монополий. В него включены субъекты естественных монополий в сфере водоснабжения, в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в области связи, в сфере захоронения радиоактивных отходов. Наиболее ярким примером субъекта естественной монополии в области почтовой связи является ФГУП «Почта России», в области электросвязи – «Ростелеком». Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к данному Реестру, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии.

Как провести закупку у единственного поставщика?

  1. Необходимо подготовить проект будущего контракта и выбрать планируемого исполнителя. Регламентированных критериев для его выбора нет, однако стоит руководствоваться принципом разумности, использовать свой опыт заключения контрактов, проконсультироваться с организациями, которые уже сотрудничали с планируемым исполнителем.
  2. Разместить информацию о позиции в плане-графике в ЕИС. В ней указывается сумма контракта и его условия.
  3. Ждать 5 календарных дней. В этот период контракт должен быть подписан обеими сторонами и на 6 день уже можно выкладывать информацию о заключении контракта в реестр контрактов, вместе со сканированным подписанным документом.
  4. В реестре контрактов необходимо создавать информацию об исполнении контракта. Прикладываются все копии приемочных документов. В реестре контрактов отдельно размещают сведения и по результатам приемки, и после оплаты. Регулярно публикуется каждая приемка товаров (приемочный документ) и оплата. Сведения (документы) размещаются в течение 5ти рабочих дней с даты подписания приемочного документа или совершения платежа (с даты платежного поручения). Публикация всех сведений (документов) один раз в конце исполнения контракта является нарушением.

Как оформить обоснование закупки у единственного поставщика?

Форма такого отчета произвольная, однако, рекомендуется указывать следующую информацию:

  • цель осуществления закупки
  • описание объекта закупки
  • существенные условия контракта
  • преимущества контрагента
  • объяснение невозможности применения конкурентного способа определения поставщика
  • вывод о необходимости в данной закупке
  • ссылки на нормативно-правовые акты
Читайте также:  Налог с дарения нет и для нерезидентов

Некоторые программы для автоматизации работы госзаказчика позволяют формировать отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика автоматически.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО 44-ФЗ:

БЕСПЛАТНЫЕ ВЕБИНАРЫ ПО ТЕМЕ “ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОСТАВЩИК”:

В чем преимущества и недостатки закупки у ЕП для заказчика?

К преимуществам относится возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком, простота процедуры размещения информации в ЕИС, отсутствие большой документации, относительно небольшая длительность заключения контракта.

К недостаткам данной процедуры можно отнести ограниченную возможность снижения цены контракта, отсутствие возможности выбрать наилучшие условия выполнения контракта, высокий риск проверки и возникновения претензий со стороны проверяющих, при допущении каких-либо нарушений при проведении данной процедуры.

Какие нюансы надо учесть, проводя закупку у ЕП?

  • В некоторых случаях (ч.2 ст. 93 44ФЗ) для проведения закупки у единственного поставщика необходимо размещать в Единой Информационной Системе (ЕИС) извещения;
  • После проведения закупки у единственного поставщика заказчик с соблюдением сроков должен выгрузить информацию о проведении закупки в реестр закупок ЕИС;
  • необходимо отслеживать непревышение допустимых ограничений, когда у единственного поставщика проводится закупка малого объема до 100 и 400 т.р.

Эти нюансы можно контролировать как вручную, так и при помощи систем автоматизации закупок. Например программа для госзаказчиков “Эконом-Эксперт” помогает корректно планировать закупки у единственного поставщика, размещая их в плане-графике, а также автоматически формирует извещение и выгружает его на ЕИС автоматически. После проведения закупки “Эконом-Эксперт” также выгружает информацию о проведенной закупке в ЕИС.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО 44-ФЗ:

Инструкция по осуществлению закупки у единственного поставщика

ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ ПРОГРАММЫ “ЭКОНОМ-ЭКСПЕРТ”:

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

  • Особенности закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • СГОЗ (совокупный годовой объем закупок);
  • “Эконом-Эксперт”;
  • ЕИС.

Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?

Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

А прямо сейчас Вы можете бесплатно и без регистрации воспользоваться сервисом расчета ОКПД2/КТРУ и НМЦК

2 комментария “ ЗАКУПКА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ЕП) ”

А разве не через 1 день после внесения изменений в пг можно публиковать извещение с ед. Поставщиком (ч. 14 ст. 21 44 фз?

Блог Ларисы Поповой

Закупай без нарушений!

Заключение контракта с единственным поставщиком с 1 июля 2020 года.

С 1 июля 2020 года внесены изменения в заключение контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся конкурентной закупки. Изменены правила, по которым осуществляется согласование заключения контракта с единственным поставщиком. Обязанность согласования закупки сделку с единственным поставщиком теперь зависит от НМЦК.

С 1 июля 2020 года пункты 25.1–25.3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ утратили силу. Теперь контракт в результате несостоявшейся закупки заказчики заключают только по пунктам 24 или 25 части 1 статьи 93. Пункт 24 работает для всех закрытых закупок, пункт 25 – для всех открытых, независимо от способа закупки.

Заказчик осуществляет заключение контракт с единственным поставщиком, когда конкурентная закупка не состоялась. Причины, по которой закупка не состоялась и заказчик заключает контракт с единственным поставщиком:

  • заказчик получил только одну заявку по результатам конкурентной процедуры, которая соответствует требованиям заказчика, указанным в извещении и документации;
  • подано несколько заявок, но по результатам рассмотрения соответствует требованиям извещения и документации только одна заявка;
  • при запросе предложений помимо одной соответствующей заявки, если не подано ни одной заявки или все отклонены.

Постановлением Правительство от 30 июня 2020 года № 961 предельные значения НМЦК, при превышении которых заказчик должен согласовать закупку у единственного поставщика.

Для федеральных заказчиков согласовывать закупку необходимо при НМЦК выше 500 млн. рублей, для региональных и муниципальных заказчиков это сумма составляет 250 млн. рублей.

По результатам закупки запросом предложений, когда нет заявок или отклонили все поступившие или при закрытых способах закупки предельная цена составляет 1000 рублей.

Для закрытых закупок предельный размер НМЦК сделали минимальным. Это связано с тем, что риск нарушить обязательные требования закона при закрытой процедуре высокий.

Правила прописаны в пунктах 24, 25 части 1, пункте 4 части 5 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Значит при не состоявшихся конкурентных процедурах, если НМЦК превышает предельный размер, который устанавливает Правительство, контракт с единственным поставщиком заключают после того, как заказчик получил согласование контрольного органа. Правило касается несостоявшихся конкурсов, аукционов или запросов предложений.

Закупки для федеральных нужд согласовывают в ФАС. Закупки для нужд субъектов в органе исполнительной власти субъекта РФ, который уполномочен контролировать закупки. Муниципальные закупки в органе местного самоуправления муниципального района или органе местного самоуправления городского округа, который уполномочен контролировать закупки.

Правила согласования заключения контракта с единственным поставщиком изменили с 1 июля 2020 года.

Заказчику необходимо осуществить следующие действия:

  1. Подготовить обращение с просьбой согласовать контракт с единственным поставщиком, используя форму и правила, которые утвердило Правительство постановлением от 30.06.2020 № 961.
  2. Обращение с просьбой согласовать контракт с единственным поставщиком вместе с информацией и документами заказчик направляет в контрольный орган. Срок – не позднее чем через пять рабочих дней с даты, когда заказчик разместил в ЕИС протокол по закупке. Если заказчик не обязан размещать протокол в ЕИС (закрытая закупка), то срок считается от даты, когда был подписан протокол. С 2021 года у заказчиков появится возможность сформировать и подать обращение через ЕИС. Правило заработает только для электронных закупок.

Сотрудник контрольного органа зарегистрирует обращение. День регистрации – это дата, когда обращение поступило контролерам.

  1. Контрольный орган рассмотрит обращение и проведет внеплановую проверку в течение 10 рабочих дней. Срок отсчитывают со дня, следующего за днем поступления обращения. Контролеры проверят закупку, по результатам которой заказчик планирует подписать контракт с единственным поставщиком. Основание для внеплановой проверки – пункт 4 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. Норму добавили в закон с 1 июля 2020 года. Контрольный орган примет решение – согласовать закупку или нет. По результатам внеплановой проверки могут выдать предписание.
  2. Заказчик действует в зависимости от ответа контрольного органа. Если закупка согласована, то заключается контракт. Если закупка не согласована, то заказчик вносит изменения в план-график закупок по необходимости. Затем проводит новую закупку.