Административное выдворение иностранных граждан за пределы РФ

Административное выдворение иностранных граждан за пределы РФ

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина входит в состав санкций, предусмотренных КоАП РФ. Субъектами административной ответственности, к которым может применяться указанная санкция, являются лица, не имеющие гражданства РФ. В этом материале разберем, в чем заключается указанный вид наказания, и как происходит его исполнение.

Что это такое

Выдворение является специальным видом санкций, применение которого связано с противоправным поведением граждан иностранного государства или лиц без гражданства. Легальность нахождения на территории РФ для указанных категорий лиц характеризуется следующими особенностями:

  • предоставлением вида на жительство, размещением в качестве беженца или по иным аналогичным обстоятельствам;
  • наличием одного из видов визы – например, туристической, рабочей, экспресс—визы и т.д.;
  • законность пересечения границы РФ – через официальные пункты паспортного, визового или таможенного контроля при наличии разрешительного документа;
  • соответствие правилам миграционного режима, в которые входит соблюдение законодательства РФ в сфере труда и занятости, своевременная регистрация в каждом населенном пункте при пребывании свыше трех суток, и т.д.

Основные причины для принудительного выдворения заключаются в нарушение правил миграционного режима – пребывание в РФ по истечении срока визы, работа на российском предприятии без получения соответствующего разрешения и т.д. Кроме того, на указанных лиц в полном объеме распространяется ответственность за совершение любых проступков, перечисленных в Особенной части КоАП РФ.

Процедура выдворения характеризуется следующими особенностями и нюансами:

  • выдворение заключается в принудительном перемещении правонарушителя за пределы границы РФ – этот процесс находится под контролем уполномоченных служб и ведомств (миграционный отдел МВД, ФСБ, таможенные органы и т.д.);
  • для отдельных категорий нарушителей допускается самостоятельный выезд за пределы РФ, с сохранением контроля за перемещением со стороны государственных служб;
  • применить указанную санкцию может только суд, а если административный проступок выявлен при въезде на территорию страны – должностными лицами уполномоченных органов.

Помимо норм КоАП РФ, для исполнения наказания будет применяться Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Как назначается санкция

Выявление фактов правонарушений с участием иностранцев и лиц без гражданства может происходить во время попытки пересечения границы РФ, либо на территории страны. При пересечении границы возможными нарушениями могут являться:

  • представление ненадлежащих документов, удостоверяющих личность;
  • отсутствие разрешительных документов, позволяющих на законном основании пересечь границу, либо отказ их предоставить по требованию пограничных и таможенных служб – разовые или постоянные визы, транзитные документы при следовании через территорию страны и т.д.;
  • попытка провоза вещей и предметов, запрещенных к обороту в России, либо требующих специального разрешения на ввоз;
  • иные правонарушения, связанные с несоблюдением миграционных, пограничных или таможенных правил.

При выявлении факта правонарушения на границе представители уполномоченных служб вправе не только составить протокол по нормам КоАП РФ, но и назначить санкцию в виде выдворения.

Если проступок обнаружен в период пребывания на территории РФ, процедура применения санкций выглядит следующим образом:

  • уполномоченным лицом составляется процессуальный протокол – в нем указываются все обстоятельства проступка, а также статус правонарушителя (иностранец или лицо без гражданства);
  • если в содержании статьи КоАП РФ, по которой составлен протокол, предусмотрена мера воздействия в виде выдворения, по решению уполномоченного лица потенциального правонарушителя задержат на срок рассмотрения дела – период такого задержания не может превышать 48 часов;
  • административный материал направляется для рассмотрения в суд;
  • если потенциальный правонарушитель подвергался задержанию, он принудительно доставляется к месту проведения заседания суда.

При назначении выдворения применяются специальные правила. Основная группа составов, за которые грозит такая мера наказания, зафиксирована в главе 18 КоАП РФ. Даже если суд назначает штраф, в большинстве случаев, выдворение рассматривается как дополнительная санкция. Например, по статье 18.11 КоАП РФ (нарушение иммиграционных правил), назначается штраф в сумме от 2000 до 4000 рублей с административным выдворением или без такового.

Обязательное применение выдворения будет нарушать законные права иностранцев и лиц без гражданства, имеющих законное право пребывать на территории страны. Однако КоАП РФ содержит и ряд исключений, когда суд не может обойтись только назначением штрафа. Например, по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, при нарушении правил осуществления трудовой деятельности на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской области штраф обязательно назначается с выдворением за пределы страны. Если аналогичное нарушение будет совершено на иной территории РФ, наказание последует по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, а суд может обойтись без назначения выдворения.

Как происходить исполнение

Исполнение санкции в виде выдворения происходит после вступления судебного акта в силу. Этот момент связан с истечением срока на обжалование, либо с рассмотрением жалобы в вышестоящих инстанциях. Кроме того, правонарушитель вправе подать ходатайство об отсрочке исполнения наказания – такие вопросы решаются в судебном заседании.

Принимая решение о выдворении, суд может использовать обеспечительную меру – помещение правонарушителя в спецучреждение МВД. Правила размещения и содержания в данных учреждениях утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306. Продолжительность ожидания может существенно отличаться – это зависит от согласования с властями иностранного государства, организации транспорта и доставки до границы, и т.д.

Принудительное выдворение происходит следующим образом:

  • контроль за надлежащим и своевременным исполнением судебного акта исполняются миграционные службы МВД (при необходимости, по отдельному поручению могут привлекаться судебные приставы);
  • выдворение происходит путем передачи правонарушителя уполномоченному представителю иностранного государства;
  • если между РФ и другой страной заключен соответствующий международный договор – одновременно с переходом нарушителя через пограничный контроль направляется официальное уведомление представителям иностранного государства;
  • для подтверждения факта выдворения составляется процессуальный акт – допускается двустороннее или одностороннее оформление этого документа.

По итогам принудительного перемещения правонарушителя через границу и оформления акта, происходит прекращение исполнительного производства. Об этом в адрес судебного учреждения направляется официальное уведомление.

Если гражданин добился предоставления отсрочки, он будет находиться в спецучреждении МВД, либо по месту проживания (под надзором миграционной службы и приставов). Незамедлительно после прекращения отсрочки процедура выдворения возобновляется и проходит по общим правилам.

Для отдельных категорий иностранцев и лиц без гражданства допускается добровольное исполнение санкции – контролируемый самостоятельный выезд. На практике, такая процедура сопровождает выезд работников дипломатических служб, иных представительств иностранных государственных органов, высококвалифицированных специалистов и т.д.

О возможности обеспечения самостоятельного выезда правонарушитель может ходатайствовать перед судом – для этого нужно подтвердить источники возмещения затрат на проезд и иные обязательные формальности. В ст. 3.10 КоАП РФ перечислены такие источники, за счет которых возможен самостоятельный выезд:

  • собственные средства иностранца или лица без гражданства;
  • финансовые ресурсы российской организации, пригласившей правонарушителя на территорию страны;
  • денежные средства дипломатических и консульских учреждений и представительств зарубежных стран;
  • активы международной организации, частных лиц или компаний.

На момент исполнения санкции источник для оплаты расходов по выезду должен быть подтвержден документально.

По факту возврата правонарушителя на территорию смежного государства или за пределы пограничной зоны РФ составляет процессуальный акт.

Принудительное контролируемое выдворение будет происходить за счет средств федерального бюджета РФ. Попытка скрыться или уклониться от перемещения через государственную границу рассматривается как самостоятельное административное правонарушение. При выявлении таких фактов составляется процессуальный протокол, а кроме продолжения процедуры выдворения, нарушителю грозит новый штраф.

Дополнительные сложности могут возникать, если у правонарушителя имеются несовершеннолетние дети, чье право на пребывание в РФ не отменено или не оспорено. Хотя у ребенка в России не остается другого законного представителя, формальных оснований для принудительного выдворения не возникает. В КоАП РФ отсутствуют нормы, определяющие однозначный порядок решения таких вопросов. Поэтому в каждом конкретном случае допускается обращение в адрес суда для разъяснения порядка исполнения санкции.

Читайте также:  Выплата аванса если сотрудник был в отпуске

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее – принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Административное наказание назначено Оганнисяну С.К. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 – 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Административное наказание назначено Алгамдану С.А.С в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 – 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Административное наказание назначено Ибрагимову М.А. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 – 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Административное наказание назначено Намазову О.Б.о. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 – 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Административное наказание назначено Гулямовой Ч. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 – 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Кроме того, необходимо отметить, что определяя Алиеву В.Г.о. дополнительное наказание, судья Октябрьского районного суда г. Владимира в резолютивной части вынесенного им 18 января 2014 г. постановления ошибочно указал о назначении Алиеву В.Г.о. принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, фактически определив две формы исполнения административного наказания, что противоречит положениям статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых административное выдворение осуществляется либо принудительно с применением к соответствующему лицу содержания в специальном учреждении либо в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Выводы судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о действительной необходимости назначения Гамидову Б.А.о. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации мотивированы и основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, соответствуют требованиям статей 3.1, 3.10, 4.1 – 4.3 КоАП РФ и не противоречат положениям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 4 ноября 1950 года).

Административное наказание назначено Карамову А.Ч.о. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 – 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

В качестве меры административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан, заключающееся в их принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации, назначается судьей (части 1 и 2 статьи 3.10 КоАП Российской Федерации) и может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (часть 2 статьи 3.3 КоАП Российской Федерации). При этом, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП Российской Федерации за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи, административное выдворение, если оно предусмотрено применяемой статьей наряду со штрафом, который в силу части 1 той же статьи является основным административным наказанием, всегда выступает в качестве дополнительного наказания.

В качестве меры административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан, заключающееся в их принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации, назначается судьей (части 1 и 2 статьи 3.10 КоАП Российской Федерации) и может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (часть 2 статьи 3.3 КоАП Российской Федерации). При этом, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП Российской Федерации за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи, административное выдворение, если оно предусмотрено применяемой статьей наряду со штрафом, который в силу части 1 той же статьи является основным административным наказанием, всегда выступает в качестве дополнительного наказания.

В силу пункта 1 статьи 3.1, пункта 2 статьи 3.3, пунктов 1, 2, 4, 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, одним из видов которого определено административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, применяемое в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Читайте также:  Необходимо ли на иностранца с рвп уведомлять фмс

В целях реализации требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , Федеральных законов “О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации” , “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” и “О беженцах” приказываю:

В целях совершенствования деятельности по реализации требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , Федеральных законов от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” , от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” и от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 “О беженцах” приказываем:

В целях реализации требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , Федеральных законов от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” , от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” приказываю:

Административное выдворение иностранных граждан

Российское законодательство отличается жесткостью и бескомпромиссностью. В случае нарушения того или иного миграционного правила применяется административное выдворение иностранных граждан. Основанием для выдворения является решение суда.

Общая информация

Административное наказание в виде выдворения из страны применяется только в том случае, если подданный иностранного государства или лицо, не имеющее подданства, были уличены в серьёзном нарушении российского законодательства. Если нарушение было признано незначительным, то наказание смягчается.

Правовая защита иностранца, совершившего правонарушение, может быть переквалифицирована. На этом фоне наказание в виде выдворения может быть отменено судом. Если человек не согласился с решением суда, он имеет право обжаловать его. Для этого он должен своевременно подать апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию.

Образец апелляционной далобы

Если решение относительно выдворения принималось должностным лицом, то это также не является приговором.

Иностранец имеет право подать жалобу на чиновника по адресу руководителя УФМС.

Некоторым россиянам безальтернативная возможность выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства кажется суровой мерой. Но подданные других государств полагают, что законодательств РФ довольно демократично. Во многих западных странах нарушителю миграционных правил грозит тюремный срок.

А выдворение из РФ предполагает возможность недолгого нахождения человека в спец. учреждении. Ещё одним плюсом административного выдворения является то, что оно чётко регламентировано. На этом фоне адвокат подданного иностранного государства может успешно оспорить решение суда.

Административное выдворение за пределы РФ осуществляется в 2 формах:

  1. Самостоятельный контролируемый выезд.
  2. Принудительный контролируемый выезд.

Форма исполнения этого административного наказания может быть установлена в суде. Также такое полномочие имеется у сотрудника пограничной службы РФ.

Выбор формы выдворения зависит от того, насколько тяжкое нарушение вменяется в вину подданному иностранного государства. Кроме того, играет значительную роль и личность человека. В ходе расследования в обязательном порядке устанавливается наличие реальных возможностей для самостоятельного отъезда из российского государства.

Особенности самостоятельной формы

Эта форма выдворения из РФ назначается только в суде. Человек, которому предложили самостоятельно покинуть пределы российского государства, должен подчиниться решению суда в течение 5 суток. Исполнение решения суда строго контролируется сотрудниками УФМС.

Если подданный другого государства уклонится от исполнения этой обязанности, он подвергается административной ответственности. На этот раз рассмотрение его дела осуществляется районным судом. Если факт уклонения будет установлен, иностранный гражданин обязуется выплатить штраф. После уплаты штрафа иностранец выдворяется за пределы РФ уже по принудительной форме.

Особенности принудительной формы

Эта форма может быть назначена подданному другого государства только в случае повторного нарушения миграционных правил в течение 12 мес. Также принудительная форма назначается тогда, когда человек не имеет реальной возможности осуществить самостоятельный выезд за пределы РФ.

Принудительное выдворение из страны

Принимая соответствующее решение, судья обязуется решить вопрос относительно размещения иностранца до его принудительного отъезда. Обычно иностранных нарушителей размещают в специальных центрах.

Какие существуют сроки

Когда подданный другой страны будет выдворен за пределы РФ, на него будут наложены «санкции» в виде запрета на въезд на территорию российского государства. Обычно сроки не превышают 5 лет. Но важно помнить о том, что срок «санкций» зависит от конкретной ситуации.

Во избежание недоразумений, которые могут возникнуть при повторном посещении России, вопрос сроков необходимо уточнить заранее. В противном случае иностранцу просто не разрешат въехать на территорию российского государства.

Выдворение и депортация

Люди часто путают выдворение за пределы страны с депортацией. Это разные понятия, и путаницы здесь быть не должно. Депортация предполагает исключительно принудительную высылку иностранного подданного с территории РФ. Решение относительно депортации может быть применено только тогда, когда человек отказывается добровольно покинуть российскую территорию.


Также депортация предполагает установление «барьера», препятствующего последующий въезд иностранца на территорию российского государства. Также юристы выделяют ещё 4 отличия выдворения от депортации:

  • решение относительно депортации может быть принято сотрудником УФМС;
  • решение относительно депортации обязано к исполнению в пятидневный срок;
  • решение относительно депортации может быть обжаловано в течение 90 суток;
  • решение относительно депортации может быть обжаловано только в том случае, если оно нарушает права иностранного подданного.

Выдворение за пределы РФ всегда осуществляется за счёт личных средств. Если человек не может самостоятельно оплатить свой отъезд с российской территории, то эта обязанность ложится на плечи пригласившей стороны. В некоторых случаях выдворение иностранного подданного осуществляется за счёт дип. учреждения его страны.

Слово предоставляется юристам

Новый закон РФ, определяющий правовое положение иностранных подданных, достаточно категоричен. Но, как и прочие законодательные акты, он подвергается ревизии. На этом фоне выводы вышестоящего органа выглядят достаточно интересно. Так, одна из статей европейской конвенции по правам человека гласит, что выдворение мужа или жены россиянина лишает семейную пару возможности вести совместную жизнь.

Конвенция по правам человека

Поэтому такое решение возможно только тогда, когда имеются все доказательства того, что человек совершал или готовился совершить на территории РФ противоправное действие.

Не может быть подвержено выдворению и лицо, получившее статус беженца. Особенно это касается лиц, прибывших из стран, в которых ведутся активные боевые действия.

Как подать жалобу

Если иностранному подданному кажется, что решение о выдворении нарушает его права, он имеет обратиться с соответствующей жалобой в вышестоящую инстанцию. Жалоба может быть рассмотрена со знаком плюс в том случае, если у ходатайствующего лица есть на территории РФ близкие родственники. К близким родственникам можно отнести:

  1. Супругу (-а).
  2. Детей.
  3. Родителей.

Близкие родственники ходатайствующего лица должны уметь подтвердить, что они являются гражданами РФ. Если человек, которому грозит выдворение, является единственным кормильцем в семье, этот факт необходимо указать и уметь доказать. Иногда решение в пользу иностранца диктуется гуманитарными соображениями.

Обжалование решения о выдворении

Заключение брачного союза после того как в отношении иностранного подданного было принято решение о выдворении возможно не всегда. Если пара сможет доказать, что их отношения существовали до соответствующего решения, им разрешается вступить в брак.

Жалобу можно подать тогда, когда на руках у иностранца будет ксерокопия постановления об административном выдворении. Срок подачи жалобы — 10 суток. В случае опоздания у человека есть возможность выступить с жалобой, но уже в суде надзорной инстанции. Вероятность положительного решения вопроса невысока, но опускать руки не следует.

Также при опоздании рекомендуется выступить с ходатайством относительно восстановления срока, актуального для обжалования. Если причина, указанная в ходатайстве, будет признана уважительной, то срок восстановится.

Помощь в обжаловании решения

Способы обжалования

Всего имеется 2 способа, позволяющих обжаловать решение суда. Судебный порядок предполагает подачу соответствующего заявления в течение 10 суток с момента получения постановления. Заявление рассматривается судом. В ходе расследования проверяется, насколько обоснованные причины послужили основанием для вынесения решения о выдворении. В жалобе человек должен привести конкретные аргументы в свою пользу. Если они убедят суд, то решение будет изменено в пользу ходатайствующего лица.

Читайте также:  Как написать претензию на плохую дорогу в населенном пункте

Административный порядок предполагает обращение с соответствующим заявлением в пограничную службу РФ. Требования к жалобе остаются неизменными.

Пограничная служба РФ

Напоследок

Не будет лишним заручиться поддержкой высококвалифицированного юриста. Он может помочь разобраться в актуальных законах РФ и добиться пересмотра судебного решения в пользу своего иностранного клиента.

Процедура административного выдворения за пределы РФ

Поделится в соц. сетях:

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина (или депортация) является следствием совершения этим гражданином серьезного нарушения при проживании на территории Российской Федерации. Из каких этапов состоит процедура выдворения за пределы РФ иностранца? За какие действия она назначается? Читайте в статье.

Что такое административное выдворение?

административное выдворение — одно из видов административного наказания, которое применяется вследствие пренебрежения правилами проживания на территории России со стороны иностранных граждан (мигрантов).

В отличии от депортации, которая происходит только форме принудительного выдворения за пределы страны, административное выдворение может «протекать» в добровольном порядке, без сопровождения миграционных органов.

Кто может оказаться «жертвами» административного выдворения:

  • Гражданин другого государства, который по какой-то причине решил его покинуть и приехать на временное/постоянное проживание в Россию;

Такими гражданами могут быть политические беженцы, трудовые мигранты и т.д.

  • Гражданин Российской Федерации, у которого есть российское гражданство;
  • Гражданин, у которого вообще нет гражданства какого-нибудь государства;

Он определяет, в отношении кого буде применена данная мера наказания? Федеральная миграционная служба. Как это происходит? административное выдворение происходит по следующей схеме:

  • Работники Федеральной миграционной службы обнаруживает нарушение пребывания иностранного гражданина в России;
  • Составляется дело о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности;
  • Дело передается в суд;
  • По факту решения суда гражданин покидает территорию Российской Федерации/подает апелляцию/остается жить в России;

В случае несогласия с судебным решением об административном выдворении за пределы Российской Федерации, иностранный гражданин имеет право подать письменное обжалование, чтобы остаться в России.

За какие проступки выдворяют иностранных граждан?

Причиной выдворения иностранных граждан может стать:

  • Пребывание на территории России без документов, подтверждающих право на проживание;
  • Привлечение к административной ответственности более одного раза в течение одного календарного года;
  • Пренебрежение предупреждениями миграционных органов о необходимости получения документов, подтверждающих право на проживание в России;
  • Нелегальное трудоустройство;

На какие сроки иностранных граждан могут выдворить?

Это напрямую зависит от причин выдворения. Так:

  • Неоформление документов о временном пребывании в России грозит иностранному гражданину выдворением на срок до трех лет;
  • Если иностранец «пойман» на совершении какого-то административного нарушения единожды в течение двенадцати месяцев, то запрет на въезд в Россию может также продлиться три года;
  • За нелегальное трудоустройство иностранных граждан могут выдворить на срок до пяти лет;
  • Если ранее гражданин уже выдворялся из страны и, вернувшись в Россию снова совершает административные проступки, следующий запрет на въезд может составлять уже десять лет;

Как происходит выдворение иностранных граждан?

Кто сопровождает иностранца после вынесения решения об административном выдворении? Здесь возможны два варианта развития событий:

  • Иностранный гражданин уезжает из России самостоятельно (без сопровождения);

В этом случае иностранный гражданин получает на руки решение судебных органах о собственном выдворении за пределы РФ, после чего, в течение пяти дней, должен уехать из страны. Факт отъезда и пересечения границы фиксируется работниками Управления федеральной миграционной службы.

  • Иностранного гражданина сопровождают до границы, чтобы убедиться, что он точно её пересечет;

Данный вариант предполагает принудительное выдворение за пределы страны и применяется только в том случае, если иностранец отказывается самостоятельно уехать из России или имеет финансовые трудности для самостоятельной депортации. Ответственность по финансовому обеспечению в этом случае ложится «на плечи» миграционных органов или посольства того государства, откуда изначально иностранный гражданин прибыл.

Помимо принудительного сопровождения, иностранец привлекается к административной ответственности и обязуется уплатить штрафную санкцию.

Еще одна причина для принудительного выдворения за пределы РФ — многократное нарушение иностранным гражданином правил проживания на территории России в течение одного календарного года.

Многократным нарушением считается нарушение, которое иностранец совершил более одного раза на протяжении 365 дней. Связано это со сроком давности административного нарушения — двенадцать месяцев.

Отличия административного выдворения от депортации

Граждане часто путают понятия «административное выдворение» и «депортация». Чтобы внести окончательную ясность, перечислим основные отличия данных явлений:

  • Решение об административном выдворении иностранных граждан принимается исключительно в судебном порядке;

Решение о депортации может принять сотрудник Федеральной миграционной службы в самостоятельном порядке;

  • После вынесения об административном выдворении иностранный гражданин должен уехать из страны за свой счет;

При депортации оказать финансовую поддержку должен либо лицо, из-за которого иностранный гражданин прибыл в Россию, либо представители того государства, откуда иностранец приехал, либо органы ФМС РФ.

Необходимость уехать из России в течение пяти дней, а также возможность обжаловать решение суда или миграционной службы являются сходными чертами выдворения и депортации.

  • При вступлении решения о депортации иностранец может подать письменное обжалование в течение трех месяцев;

При административном выдворении у иностранных граждан есть только десять суток на подачу апелляции (как она подается, читайте в следующем разделе).

Кого нельзя выдворить?

Процедуре выдворения за пределы РФ не подлежат:

  • Иностранные граждане, которые имею близких людей, проживающих на территории РФ и имеющих российское гражданство;

Близкими людьми могут оказаться: супруг/супруга, ребенок, родители.

  • Иностранные граждане, которые приехали в Россию, как политическое убежище и получили статус политического беженца;
  • Иностранные граждане, у которых на территории РФ есть семья. При этом выдворяемое иностранное лицо является единственным источником дохода в семье.

Как подать жалобу?

Срок подачи жалобы — десять суток с момента вынесения судебного решения об административном выдворении гражданина за пределы Российской Федерации.

Куда подавать жалобу? В суд, в котором вынесено постановление, который передаст рассмотрение жалобы в апелляционный суд.

Какие документы при этом понадобятся?

  • Копия судебного решения;
  • Заполненная жалоба;

Образец жалобы можно скачать в интернете, получить в судебном учреждении или воспользоваться следующими подсказками по её составлению:

  • В правой части листа формата А4 нужно указать названия суда, в который иностранный гражданин будет подавать жалобу;
  • После прописывается фамилия, имя, отчество иностранного гражданина, которого хотят выдворить, а также адрес его фактического проживания;
  • Посередине указывается название документа — Апелляционная жалоба на решение суда» (в две строки);
  • Далее прописывается «День/месяц/год судом было вынесено решение по гражданскому делу по иску истца (указывается фамилия, имя, отчество иностранного гражданина) к ответчику (фамилия, имя, отчество) о (прописать суть поданного иска и требований по его результатам) и решением суда (прописать, какое решение вынес суд);
  • В следующей части жалобы прописывается в чем, по мнению иностранного гражданина, заключается незаконность принятого судом решения: Использовать надо следующую формулировку: «Считаю, что судом было принято незаконное решение по следующим основаниям (перечислить основания)»;
  • В конце проставляется дата и личная подпись иностранного гражданина;

Для большей вероятности удачного исхода событий, при подаче жалобы лучше обратиться к помощи квалифицированного юридического специалиста.

Опыт работы юристом – с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация – миграционное и гражданское право.