Что делать, если участники ДТП неправильно оформили европротокол? Будет ли отказ в выплате

Что делать, если участники ДТП неправильно оформили европротокол? Будет ли отказ в выплате?

  1. Если вы допустили ошибку при заполнении европротокола, то в 2020 году это не повод отказывать вам в выплате по ОСАГО.
  2. Но исправления и помарки в составленном извещении лучше не допускать.
  3. Если исправляете ошибку, то необходимо заверить исправление подписями водителей.
  4. Страховщик может отказать в выплате, если имелись разногласия, в том числе о степени вины в ДТП.
  5. Если машина была отремонтирована или утилизирована до осмотра страховщиком, то потерпевший с большой долей вероятности останется без выплаты.

Дорожно-транспортное происшествие – это, прежде всего, стрессовая ситуация, как для одного, так и для другого водителя. И не всегда получается в такой ситуации делать всё правильно. Если участниками ДТП было принято решение оформлять аварию по европротоколу ОСАГО без участия сотрудников ГИБДД, то важно не наделать описок в заполняемом извещении. Но что делать, если ошибки уже есть и исправлений не избежать, об этом и пойдет речь в данной статье.

Какие самые распространенные ошибки в европротоколе в 2020 году?

Чаще всего неправильно в извещении заполняют те графы, в которых нужно указывать данные, которые водитель не знает наизусть.

Так, ошибки обнаруживаются в большинстве случаев:

  • в неправильно указанном заполненном VIN номере автомобиля,
  • в свидетельстве о регистрации транспортного средства,
  • из-за невнимательности неправильно оформляется поле №16 извещения “Обстоятельства ДТП”,
  • водители забывают указать количество отмеченных клеток,
  • автолюбители оставляют пустые незаполненные поля в бланке,
  • ну и, конечно же, разнообразные описки в личных данных водителей.

Какие нельзя допускать при оформлении?

Все возможные описки и ошибки в 2020 году можно разделить на важные и неважные, в зависимости от того, могут ли они влиять на осуществление страховой выплаты или нет. Вот список тех ошибок, которые допускать нежелательно:

  1. в адресе места ДТП,
  2. в неправильно заполненных в европротоколе данных автомобилей, участвовавших в аварии, если, к примеру, поля оставлены пустыми,
  3. в обстоятельствах ДТП,
  4. в схеме аварии,
  5. в подписях водителей об отсутствии разногласий.

Остальные описки и ошибки, в том числе грамматические, не так серьезны для европротокола, например:

  1. в номере полиса ОСАГО – даже если это поле пустое,
  2. в данных водительского удостоверения,
  3. в личных данных собственника и водителя машины.

Я неправильно заполнил европротокол, откажут ли мне в выплате?

Страховая компания может отказать в выплате страхового возмещения, указав любую причину, даже надуманную, но это не значит, что такой отказ будет законным. Нас же интересует правовая позиция по отказу в выплате.

И самое главное, помните, что отказ страховщика в случае неправильного европротокола может быть исключительно письменным – в ответ на письменное заявление с приложением извещения и всех остальных необходимых документов. Если вам отказали из-за ошибок в неправильно заполненном документе устно, то вам по сути и не отказали вовсе – вы не сможете оперировать таким ответом страховой компании просто из-за отсутствия доказательств отказа.

Так, в Законе об организации страхового дела в РФ указано, что

страховщики не вправе отказать в страховой выплате по основаниям, не предусмотренным федеральным законом или договором страхования (статья 10 пункт 3).

В Законе об ОСАГО таких оснований немного. Так, страховщик отказывает потерпевшему, если последний произвел ремонт поврежденного автомобиля до осмотра или экспертизы страховщика и это не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков.

Еще одна причина связана с непредоставлением поврежденного авто на осмотр. Но в таком случае отказ не окончательный, и выплата может быть произведена после проведения осмотра.

Фактически, всё сводится к осмотру и экспертизе машины, поскольку все остальные ошибки или вопросы могут быть устранены страховщиком. Это касается и наших с вами ошибок в составленном европротоколе. У страховщика есть право в установленный законом срок осмотреть поврежденную машину, а также транспортное средство виновника. Соответственно, эксперт на осмотре запросит документы на автомобиль и укажет правильные данные участников ДТП, если в них были сделаны ошибки или описки.

Единственное, что не сможет исправить эксперт – это наличие разногласий между водителями об обстоятельствах ДТП, характере и перечне повреждений и признание вины одним из водителей.

Именно эти два факта могут повлиять на выплату по следующим причинам.

  1. Отсутствие разногласий участников ДТП – это одно из обязательных условий для оформления происшествия в упрощенном порядке. Когда такое условие выполняться не будет, то, значит, водители не имели права оформлять аварию без участия инспекторов ГИБДД (кроме случая фиксации обстоятельств ДТП специальными техническими средствами при сумме ущерба до 100 000 рублей).
  2. Разногласий не должно быть и по поводу вины каждого из водителей в произошедшем ДТП. На практике, один из водителей просто пишет в извещении, что полностью признает свою вину. Без такой записи европротокол можно считать неправильно заполненным, и страховщики вполне законно могут и отказать в возмещении ущерба по ОСАГО.

Отсутствие разногласий в европротоколе удостоверяется подписями водителей, поэтому очень важно не забыть их поставить.

Расписались в европротоколе за другого водителя – что делать?

Всё зависит от того, в какой момент был обнаружен данный факт.

  1. если непосредственно в момент заполнения европротокола, то можно просто поставить еще по одной подписи в нужных местах; пусть будет по 2 подписи, ничего страшного,
  2. если вы уже разъединили экземпляры, тогда живые подписи в нужных местах надо проставить на всех экземплярах,
  3. если вы обнаружили то, что расписались за другого водителя, уже дома или в страховой при подаче заявления, то ничего страшного, главное, что подпись стоит, и никто не отказывается от её подлинности. В таком случае, не особо важно, где она проставлена, в любом случае это не повод отказывать в выплате.
Читайте также:  Какой срок амортизации поставить при покупке злдания

Обнаружили описку, как исправить?

На самих бланках извещений, в правилах их заполнения, указано, что помарки, ошибки, исправления не допускаются. Но что делать, если вы уже их допустили, при этом, в самом конце, когда уже всё остальное заполнено?

Можно, конечно, и переписать европротокол заново, но это долго и не всегда под рукой будет еще один самокопирующийся бланк.

Если вы решитесь исправлять ошибку, тогда делайте это аккуратно, чтобы было отчетливо видно, что на что исправляете. Исправление в составленном европротоколе в обязательном порядке необходимо заверить:

  • подписями обоих водителей, если оно делается на лицевой стороне,
  • и подписью только одного из водителей, если ошибка исправлялась на оборотной стороне (которая заполняется каждым водителем самостоятельно).

Бланки должны быть идентичными, поэтому, если вы уже разъединили листы, то заверяйте исправление живыми подписями на каждом экземпляре.

Оформление без ошибок!

В 2020 году оформить ДТП через европротокол можно уже не на бумажном бланке, а в электронном виде. Для этого есть приложение Помощник ОСАГО.

Поскольку в приложении почти все данные берутся из базы или средств телеметрии, то допустить ошибки или опечатки практически невозможно. По крайней мере, вероятность такого исхода стремится к нулю.

О том, где его скачать и как им пользоваться, мы уже рассказывали в нашей статье о том, как оформить ДТП через мобильное приложение Помощник ОСАГО.

Ответственность виновника ДТП перед страховой при неправильно заполненном европротоколе

Стал виновником дтп, оформили европротокол, вину признал, копию европротокола забрал себе, собираюсь отнести её в свою страховую компанию, однако на копии плохо различимы данные второго участника дтп, также возможно кое где неправильно заполнен сам протокол, вопросимеет ли право моя страховая предъявить мне регресс в связи с неправильно заполненным европротоколом или с допущенными ошибками (например не видно какое число галочек поставил другой участник)

    европротокол, европротокол осмотр виновник срок, европротокол 5 дней
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 137 ответов
  • 41 отзыв

В силу ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО» указанные Вами обстоятельства не являются основанием для регрессных требований страховщика.

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:
а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);
е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.

Последствия подделки Европротокола

Статистика ГИБДД свидетельствует, что водители с каждым годом все чаще проводят мелкие ДТП по Европротоколу. Что не удивительно, ведь такой способ оформления происшествия выгоден как самим участникам, так и инспекторам. Но, к сожалению, простота процедуры имеет свою темную сторону. Так, подделка Европротокола стала для недобросовестных автолюбителей лазейкой для ухода от ответственности за ДТП.

Допускаются ли исправления в Европейском протоколе

Большинство страховых компаний выдают своим клиентам-автомобилистам памятки, в которых строго запрещается производить исправления в Европротоколе. К недопустимым исправлениям относятся:

  • перечеркивания;
  • замазывание штрих-корректором;
  • исправления и выделение букв.

А вот грамматические ошибки не являются основанием для отказа в выплате страховой премии. В случае отказа компания обязана предоставить письменный документ с объяснениями причины.

Неправильно оформили Европротокол: что делать

Если ошибка или подделка были обнаружены на месте заполнения, то нужно взять и заполнить новый бланк. В том случае, если помарки или подделка обнаружились в течение пяти дней, то необходимо связаться с другим участником аварии и договориться о заполнении нового бланка. Главное, на что следует обратить внимание, – это признание виновника и наличие его подписи, при их отсутствии протокол не действителен.

В общем, страховые компании не заинтересованы в выплате страховых премий, а Европротокол — относительно сложный документ в заполнении — является отличной возможностью для отказа.

Как действовать, если другой участник отказывается исправлять ошибки

Нередки ситуации, когда другой участник не желает ставить свою подпись или не хочет исправлять ошибку в неправильно заполненном Европротоколе. Здесь лучше поступить следующим образом. Если срок подачи документов в страховую уже истек, то следует подавать заявление на виновника-водителя в суд и требовать возмещения ущерба. Для успешного исхода судебного разбирательства потребуется подкрепить заявление информацией от свидетелей аварии, а также видео с регистратора или фото.

Читайте также:  Куда подать заявление на алименты в 2021 году: необходимые документы

Также можно обратиться в ГИБДД для получения справки о ДТП, но это возможно только в том случае, если срок подачи не закончился. Для оформления справки необходимо предоставить фото и видео с места происшествия.

Крайне желательно, чтобы на них был виден номер машины виновника. Получив справку, можно смело отправляться в страховую компанию за компенсацией.

Исправление в Европротоколе, отказ в выплате

Прежде всего, необходимо выяснить конкретные претензии страховой компании. Если они касаются возможной подделки бумаги, то следует оценить весомость доводов. Незаинтересованные в выплате страховые компании зачастую придираются даже к орфографическим и пунктуационным ошибкам.

Есть семь реальных причин, которые являются поводом для обоснованного отказа в выплате:

  • если протокол заполнен только с одной стороны. В документе должно быть три подписи: две – на лицевой стороне, одна – на тыловой. Иногда мошенники специально «забывают» поставить подпись, а в случае обнаружения подделки не выходят на связь;
  • документ не читается. Например, лист промок, и чернила растеклись. Поэтому лучше заполнять бланк простой шариковой ручкой, чернила которой более устойчивы, чем гелевой. Это распространенный способ подделки — умышленная порча;
  • полисы ОСАГО у всех участников аварии должны быть действительные и настоящие. Если выяснится, что полис виновника аварии – подделка, то в выплате откажут и невиновному водителю, поскольку, по правилам Европротокола, все автомобилисты обязаны иметь действующие ОСАГО;
  • данные протокола противоречат друг другу. Если это так, то значит, водители не пришли к соглашению, и оформлять аварию по Европейскому протоколу нельзя. При оформлении надо внимательно проверить схему и описание ДТП, иначе отказ в выплате будет обоснован;
  • виновник аварии не вписан в ОСАГО. Управлять автомобилем мог человек, не вписанный в полис. В этом случае, даже при действительном ОСАГО, оформлять протокол нельзя;
  • в документе присутствуют пустые графы. Особенно, если это пустые строки на лицевой стороне, в которой указывается важная информация. Лучше десять раз проверить весь документ;
  • наличие неверных данных. Например, наличие ошибки в указанном номере автомобиля или полиса ОСАГО.

В случаях отказа по причинам, не указанным в списке, необходимо писать заявление на страховую компанию в суд.

Неправильно оформленное ДТП. Можно ли исправить ситуацию

Для обычных людей любая авария — крайне неприятная ситуация, после которой сложно сосредоточиться, вспомнить все подробности и отследить правильность заполнения бланков. Тем более это трудно сделать новичкам, пожилым водителям, и просто тем, для кого заполнение формуляров всегда вызывало проблемы, не говоря уже об участниках аварии, получивших травмы. Тем не менее лучше в этот момент собраться и сделать все правильно. Начать можно с получения полного пакета документов.

Документы при ДТП

Основным документом, в котором отражены все факты о ДТП, является протокол осмотра места совершения административного правонарушения и прилагаемая к нему схема. Также должно быть оформлено постановление по делу об административном правонарушении (при наличии виновных, нарушивших ПДД) и/или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (пострадавшему).

Участникам аварии выдаются копии этих документов, оригиналы остаются у полицейских.

Что должно быть в протоколе

Согласно п. 4 статьи 28.1.1 КоАП в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются:

  • дата и место его составления,
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
  • сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент аварии (ФИО, место и дата рождения, адрес регистрации и места жительства, телефон, водительское удостоверение и полис ОСАГО — для физических лиц; название организации, юридический и фактический адреса, ОГРН, ФИО водителя и реквизиты доверенности, путевого листа или другого документа, на основании которого он был допущен к управлению, — для юридических лиц),
  • тип, марка, модель, государственные регистрационные знаки, СТС транспортного средства,
  • если присутствовали понятые, свидетели и потерпевшие, то их ФИО, адреса места жительства и телефоны,
  • место, время совершения и описание события.

Именно в последнем блоке описываются все существенные детали ДТП: состояние дорожного покрытия, разметка, работа светофоров, скорость движения, положение автомобилей, следы торможения и т. п., а также последствия аварии.

К протоколу могут прилагаться фото- и киноматериалы, сделанные во время осмотра. И об этом в документе должна быть отдельная запись. Также рекомендуем самостоятельно сфотографировать и снять на видео место аварии и ее последствия.

На протоколе должны быть подписи всех, кто в нем перечислен — сотрудника ГИБДД, участников аварии, свидетелей, понятых, потерпевших. Если участники не согласны с тем, что написано в протоколе, — это нужно указать. Отказ от подписания документа также должен быть в нем зафиксирован. Подписание протокола не означает полное согласие с его содержимым. Подпись подтверждает то, что участник ознакомлен с содержимым, знает свои права и обязанности.

Все то же самое касается протокола, составленного на группе разбора — группе административной практики, — специальной структуре в местном подразделении ГИБДД для детального анализа ДТП. Обычно ее назначают в течение трех суток после аварии, когда один из участников не согласен с описанными в документах обстоятельствами аварии.

Постановление по делу об административном правонарушении по большей части дублирует протокол, а также содержит указание на пункт ПДД, который был нарушен, и на статью КоАП, по которой виновник привлекается к ответственности.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нужно потерпевшему в качестве доказательства своей невиновности при обращении в страховую по выплатам ОСАГО.

Читайте также:  Куда пожаловаться если не платят алименты

Ошибки бывают разные

Прежде чем подписывать протокол, нужно внимательно прочитать все, что в нем изложено — от даты составления до соответствия фамилий в подписях.

Если ошибки обнаружены на месте, то их лучше сразу же исправить. Рядом с каждой опечаткой ставится фраза «исправленному верить», подпись сотрудника полиции, который заполнял документ, а также подписи всех участников аварии.

Законодательство делит ошибки на несущественные и существенные. К первым относятся описки и опечатки, которые относительно легко проверить — ошибки в фамилиях, именах, датах рождения, реквизитах документов и т. п. Обычно к таким ошибкам цепляются виновники аварий в надежде избежать наказания. В практике бывали случаи, когда из-за большого количества описок и опечаток суды отменяли постановления, но чаще всего их исправляли, и решение оставалось в силе.

Существенные ошибки — это те, что оказывают значительное влияние на описание обстоятельств ДТП и даже искажают факты. Например, неправильно указано направление движения, стоит неверный адрес места ДТП и т. п. При этих ошибках дело может быть «развалено» и пострадавший останется без выплат.

Но бывают еще такие ситуации, когда в протокол просто не внесены существенные данные. Чаще всего это связано с повреждениями автомобиля или мотоцикла, когда обозначен конечный список деталей, а при ремонте их оказывается гораздо больше. Если есть сомнения в оценке состояния транспортного средства, лучше сразу записать фразу о наличии скрытых повреждений. Другой вариант недостатка данных — травмы участников аварии. В состоянии аффекта человек не смог адекватно оценить свое самочувствие, к тому же сотрудники ГИБДД ради хорошей статистики стараются не фиксировать телесные повреждения, аргументируя это тем, что дело перейдет на рассмотрение в суд, а значит, займет много времени. Но при посещении медиков выясняется серьезность травм и возможность получить по ним страховые выплаты, поэтому нужно менять протокол.

И самая неприятная ситуация, когда один из водителей или пострадавший не может принять участие в оформлении из-за полученных повреждений. Соответственно, информацию об аварии можно получить только от других участников и свидетелей, которые оценивают произошедшее субъективно.

Если ошибки не были выявлены при составлении документов или уже после получения протокола на руки выяснились новые обстоятельства, то придется приложить усилия, чтобы внести правки.

Как вносить изменения

Вносить правки в документы самостоятельно — бессмысленно. На руках у участников только копии, и без исправлений в оригинале они не будут иметь юридического значения. Для того, чтобы исправить ошибки в оригинале, нужно обратиться в то подразделение ГИБДД, в котором работает сотрудник, оформивший протокол. Делать это нужно лично, единственное — можно предварительно договориться о времени посещения по телефону.

При самом удачном стечении обстоятельств, когда нужно исправить техническую ошибку, опечатку или внести более существенные правки при обоюдном согласии, участники аварии приезжают в подразделение ГИБДД, и должностное лицо, составившее протокол, вносит изменения в оригинал и копии документа. Водители также ставят свои подписи на всех экземплярах. Если участники не могут собраться в одно время, то внесение изменений затянется, но главное, чтобы все экземпляры были одинаковы и были подписаны. И самое сложное, когда один из участников уклоняется от визита в ГИБДД, — тогда нужно ждать, пока пройдет процедура его извещения, и после ее завершения отправить ему копию протокола.

Если сотрудники ГИБДД отказываются вносить изменения, то их действия можно обжаловать у руководства этого подразделения или в суде. Важно, чтобы при подаче жалобы были доказательства того, что нужно поменять. Если с техническими ошибками все понятно, то для того, чтобы изменить схему ДТП, нужно повторно осмотреть место аварии, опросить свидетелей, в крайнем случае провести транспортно-трасологическую экспертизу. Они могут быть произведены как по запросу суда, так и по запросу адвоката, представляющего одну из сторон.

Сроки исправления

Обычно все документы оформляются на месте ДТП. Но КоАП предусматривает, что при необходимости выяснения обстоятельств аварии можно составить протокол в течение двух дней. Если же необходимо провести расследование, то протокол заполняется после него. Максимальный срок составления протокола — шесть месяцев с момента нарушения.

Срок подачи извещения о ДТП в страховую компанию при наличии документов от ГИБДД соответствует общему сроку исковой давности и составляет три года — достаточно для того, чтобы внести исправления в протокол.

Срок для обжалования постановления исчисляется со следующего дня после вручения его копии виновнику ДТП. С этого момента у него есть десять суток на то, чтобы оспорить его содержание. Сначала в подразделении ГИБДД, а затем уже через суд.

Оформление по европротоколу

При оформлении аварии по европротоколу главным документом становится извещение о ДТП. В нем допускаются исправления — главное, чтобы они были идентичны и заверены подписями обоих водителей. Исправить ошибки можно на месте аварии, а можно и позже. Наличие ошибок в извещении может грозить отказом в выплате пострадавшему и регрессным иском о возмещении виновнику. Поэтому обе стороны заинтересованы в исправлении неточностей.

Важно помнить, что извещение должно быть подано в страховую компанию в течение пяти дней с момента ДТП. Если ошибка выявлена в момент подачи, то факт обращения должен быть зафиксирован, чтобы не было отказа из-за пропуска срока.

Итак, ошибки в документах при оформлении ДТП исправлять можно, и лучше это делать на месте аварии, когда все участники могут подтвердить исправленное подписями. Устранить неточности можно и после получения документов на руки, но каждое исправление должно быть подтверждено сотрудником ГИБДД и участниками ДТП. Отказ от внесения изменений можно оспаривать через суд. В любом случае неплохо подстраховаться и сделать фото- и видеосъемку места ДТП и его последствий, чтобы иметь доказательства в суде.