Иностранный генеральный директор ооо

Иностранный генеральный директор ооо

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Генеральным директором организации является иностранный гражданин (Италия), который работает в России в качестве высококвалифицированного специалиста. Учредителями (100%) являются две иностранные компании. В трудовом договоре предусмотрена также работа удаленно. В ноябре 2020 года истекает срок его полномочий и разрешения на работу, и все это нужно возобновить. Границы закрыты, также есть сложности в получении специального разрешения соответствующего министерства для каждого въезда, если возобновят рейсы с Италией. Осенью 2020 года может наступить вторая волна эпидемии коронавируса и возможности въезда/выезда может не быть. Может получиться так, что разрешение на работу организация не сможет работнику оформить к сроку окончания текущего разрешения.
Может ли иностранный гражданин быть генеральным директором российского ООО и при этом не иметь разрешения на работу и визы, находиться за рубежом и руководить организацией (вопросы подписания документов решаются посредством курьерской отправки, например DHL)? Обязательно ли генеральному директору иметь трудовой договор с обществом? Если нет, то как выплачивается вознаграждение генеральному директору?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Иностранный гражданин может выполнять функции генерального директора, находясь за пределами РФ. До тех пор, пока деятельность осуществляется за границей, разрешительные документы (разрешение на работу, виза и т.п.) не требуются. Отношения между ООО и директором оформляются трудовым договором.

Обоснование позиции:
1. Директором общества с ограниченной ответственностью может стать как гражданин России, так и иностранец, либо лицо без гражданства. При этом согласно разъяснениям ФНС даже факт постоянного проживания руководителя организации в иностранном государстве не является основанием для отказа в государственной регистрации общества (смотрите п. 1.5 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017), письмо ФНС от 11 октября 2017 г. N ГД-4-14/20509@), а значит, не может рассматриваться и как препятствие к функционированию организации после ее создания.
Согласно положениям статей 16, 17, а также главы 43 ТК РФ между организацией и ее руководителем на основании решения уполномоченного лица или органа возникают трудовые отношения (смотрите п. 1 Обзора судебной практики по трудовым и социальным делам Судебной Коллегии по гражданским делам ВС РФ за 2005 год). Пленум Верховного суда РФ в п. 2 постановления от 02.06.2015 N 21 “О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации” указал, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию, которая состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.). Соответственно, оформление взаимоотношений сторон в подобной ситуации посредством гражданско-правового, а не трудового договора будет противоречить требованиям законодательства*(1).
В итоге физическое лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, будет обладать двойственным статусом: с одной стороны, оно является органом общества, что проистекает из соответствующего решения общего собрания участников общества, а с другой стороны, работником, состоящим с ООО в трудовых отношениях, что оформляется трудовым договором.
2. Порядок привлечения иностранных работников, в том числе и высококвалифицированных специалистов (ВКС), достаточно подробно регламентирован российским законодательством и, как правило, предполагает оформление ряда разрешительных документов. Вместе с тем в ситуации, когда иностранец выполняет соответствующие работы (услуги) дистанционно, находясь за пределами территории РФ, никаких разрешений ни ему самому, ни российскому работодателю получать не требуется: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” – основной нормативный акт для данной сферы правового регулирования распространяется на отношения, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан в РФ и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной деятельности на территории РФ (ст. 1 Закона N 115-ФЗ). Соответственно, если срок действия разрешения ВКС истечет в период его пребывания в Италии, данное обстоятельство не будет препятствовать продолжению трудовых отношений с данным лицом, до тех пор пока оно снова не приедет в Россию – после этого иностранцу потребуется оформить новое разрешение на работу.
Минтруд России в свое время выпустил ряд писем (смотрите, например, письмо от 15.04.2016 N 17-3/ООГ-578 “О начислении страховых взносов на выплаты гражданину Казахстана по договору о дистанционной работе за пределами РФ”), в которых исходил из того, что ТК РФ не предусматривает возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим и осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории РФ. Однако, даже если согласиться с выдвинутыми ведомством аргументами, полагаем, что в рассматриваемой ситуации они могут не приниматься во внимание: трудовой договор был заключен до выезда ВКС за пределы России, оформлен в соответствии с российским законодательством, удаленная работа обусловлена объективными обстоятельствами*(2). При этом каких-либо санкций за заключение подобного договора действующее законодательство не устанавливает.
Вместе с тем в этой ситуации имеются и определенные риски, связанные со следующим обстоятельством: в соответствии с пп. 5 части 1 ст. 327.6 ТК РФ окончание срока действия разрешения на работу является самостоятельным основанием для прекращения трудового договора (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ). Поскольку необходимость прекращения договора в этом случае прямо проистекает из невозможности для иностранца легально работать на территории РФ в отсутствие разрешительных документов, полагаем, что в рассматриваемой ситуации эта норма применяться не должна, так как работник находится за пределами РФ, трудовые отношения возможны и без получения соответствующих разрешений. Однако со стороны органов МВД возможен формальный подход: срок действия разрешения на работу истек, следовательно, трудовой договор должен быть расторгнут. При расторжении трудового договора необходимо в установленном порядке уведомить МВД. Пропуск срока для уведомления влечет административную ответственность по п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Подчеркнем, на наш взгляд, расторгать трудовой договор (и уведомлять МВД) в этой ситуации не нужно, достаточно внести в него изменения, связанные с истечением срока действия разрешения на работу, и, возможно, отразить тот факт, что работа осуществляется за пределами РФ. Вместе с тем в целях минимизации рисков организация может обратиться в МВД за получением официальных (письменных) разъяснений по данному вопросу или пойти по пути расторжения действующего договора (с уведомлением МВД) и заключением нового договора на период работы сотрудника за границей.

Читайте также:  Как отказаться от взрослых детей

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Временно исполняющий обязанности директора ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что одновременно законодательство допускает передачу обществом с ограниченной ответственностью полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему как раз по гражданско-правовому договору. Однако в качестве такого управляющего может выступать только другое хозяйственное общество или индивидуальный предприниматель (пп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 42, пп. 2 п. 2.1 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”). Физическое лицо, не обладающее статусом ИП, управляющим быть не может (смотрите постановление АС Центрального округа от 22.12.2016 N Ф10-5145/16).
*(2) Распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2020 г. N 635-р временно ограничен въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Генеральный директор иностранец. Оформляем правильно

Ольга Агальцова, генеральный директор ООО «Мир Консалтинга»

Опубликовано в “Финансовой газете” от 17.05.2012

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. (п. 1 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. (далее – Закон № 115-ФЗ)).

Иностранный гражданин, привлекаемый на должность руководителя организации, является иностранным работником. Организация, как работодатель, имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии полученного в установленном порядке разрешенияна привлечение и использование иностранных работников. Это обусловлено тем, что по общему правилу работодателем в соответствии с Законом № 115-ФЗ является юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Иностранный гражданин в свою очередь имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан только в случаях, перечисленных в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ. Кроме того, работодатель ( заказчик работ (услуг)) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников только в случаях, установленных п. 4.5. ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешение на работу выдает ФМС России или ее территориальный орган. Порядок получения данных разрешений, сроки, перечень необходимых документов установлен в совместном Приказе ФМС России № 1, Минздравсоцразвития РФ № 4, Министерства транспорта РФ № 1, Государственного комитета по рыболовству № 2 от 11 января 2008 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 09 апреля 2008 г. № 11480).

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников и разрешение на работу выдаются на определенный срок.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель – российское юридическое лицо (заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица) представляют в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

  • Заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников по установленной форме.
  • свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
  • Проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников.
  • Документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Для работодателей – иностранных организаций (в том числе, филиалов и представительств) установлен отдельный перечень документов.

Документы предоставляются в виде нотариально заверенных копий.

Для получения разрешений на работу иностранному гражданину, прибывающему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодатель (заказчик работ (услуг) и (или) уполномоченное им лицо) представляет в ФМС России или ее территориальный орган следующие документы:

  • Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина.
  • Цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм.
  • Копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника.
  • Копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.
  • Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
  • Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника.
  • Копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, установлены самостоятельные требования для получения разрешения на работу и отдельный перечень документов, предъявляемых при получении разрешения на работу.

Предоставляемые для получения разрешения на работу иностранному гражданину, копии официальных документов, оформленных на территории иностранных государств, должны быть легализованы в установленном порядке. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Копии документов должны быть предоставлены с оригиналами. Предоставляемые без оригинала копии документов, должны быть нотариально заверены. При этом, срок действия документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления о выдаче разрешения.

Следует учесть, что в соответствии со ст.8.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии разрешения на работу, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Подача заявки на получение квоты для иностранного работника, оформляемого на должность генеральный директор, не требуется. Минздравсоцразвития России ежегодно утверждает перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан, на которых квоты не распространяются. Так, Приказом Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. № 22н утвержден перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан, на которых квоты на 2011 г. не распространяются. Согласно данному Приказу на должность «генеральный директор акционерного общества», «генеральный директор объединения», «генеральный директор предприятия» квота не требуется.

После оформления разрешительных документов для привлечения и использования иностранного работника работодатель должен оформить с ним трудовые отношения.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с иностранными гражданами, лицами без гражданства, организациями, созданными или учрежденными иностранными гражданами.

Читайте также:  Какая разница в оформлении дарственной у нотариуса и мфц

Следовательно, иностранный гражданин – генеральный директор должен предъявить при приеме на работу документы по перечню, установленному ст. 65 ТК РФ, для доссийских граждан:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

– документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Трудовой договор с иностранным работником генеральным директором заключается с учетом особенностей, установленных главой 43 ТК РФ «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального органа». Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое) (ст. 275 ТК РФ).

Трудовой договор с генеральным директором заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах. Каждый экземпляр подписывается работником и работодателем. Вопрос о подписании договора со стороны работодателя решается в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Например, в ООО со стороны работодателя договор подписывется:

– председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества,

– или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества,

– либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества

– или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества (ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.).

Один экземпляр трудового договора остается у работника, другой – хранится в организации.

Трудовой договор с генеральным директором – иностранным работником будет срочным. Как указано выше, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения. Поскольку данное разрешение выдается на определенный срок (п. 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ), работодатель не должен использовать труд иностранного работника по окончании срока действия разрешения на работу. Срочность трудового договора с генеральным директором в ряде случаев будет дополнительно обусловлена и его назначением как руководителя организации на определенный срок.

Иностранный гражданин – директор ООО

Может ли иностранный гражданин с Видом на жительство в России быть назначен генеральным директором ООО? Какие дополнительные документы нужно для этого готовить и в какие органы подавать?

Да,он может быть директором ООО, все тоже самое-как и с гражданином РФ.

Решение учредителей, приказ о приеме, форма 14 для налоговой, заверяете у нотариуса форму и решение (если это уставом предусмотрено) и направляете в налоговую.

Может ли иностранный гражданин быть назначен на должность Генерального директора ООО, и что для этого нужно.

Иностранный гражданин может быть директором ООО.

Нужно решение учредителей.

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ в ст. 33 требует решения собрания членов ООО.

К компетенции общего собрания участников общества относятся:

4) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Затем решение отправляется к налоговикам для регистрации директора ООО.

Ограничений нет, но учитывайте и миграционное законодательство, время пребывания иностранного гражданина в РФ.Согласно действующему законодательству назначение руководителя организации происходит одновременно с ее учреждением и отражается в решении общего собрания участников (акционеров), либо единственного участника общества (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Данное действие работодателя является юридическим фактом, служащим основанием для возникновения трудовых отношений и заключения трудового договора (ст. 16 и 275 ТК РФ).

Трудовое законодательство, а также законодательство о хозяйственных обществах не предусматривает каких-либо ограничений в отношении назначения иностранца генеральным директором создаваемой фирмы.

Может быть назначен генеральным директором. Для этого нужно получить разрешение в миграционной службе на привлечение иностранной рабочей силы, а иностранному гражданину иметь разрешение на работу или патент. Если у гражданина есть РВП или ВНЖ, то разрешения не требуется. В таком случае достаточно заключить трудовой договор с иностранным работником, статья 56 ТК РФ и внести изменения в учредительные документы в налоговую инспекцию.

Да, иностранный гражданин может быть назначен на должность генерального директора ООО решением общего собрания участников ООО, но при соблюдении иностранным гражданином миграционного законодательства и получении соответствующего разрешения на работу.

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об обществах с ограниченной ответственностью” (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2017)

Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества

1. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними документами. В части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, уставом общества и внутренними документами общества, порядок проведения общего собрания участников общества устанавливается решением общего собрания участников общества.

2. Перед открытием общего собрания участников общества проводится регистрация прибывших участников общества.

3. Общее собрание участников общества открывается в указанное в уведомлении о проведении общего собрания участников общества время или, если все участники общества уже зарегистрированы, ранее.

4. Общее собрание участников общества открывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, или лицом, возглавляющим коллегиальный исполнительный орган общества. Общее собрание участников общества, созванное советом директоров (наблюдательным советом) общества, ревизионной комиссией (ревизором) общества, аудитором или участниками общества, открывает председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества, председатель ревизионной комиссии (ревизор) общества, аудитор или один из участников общества, созвавших данное общее собрание.

5. Лицо, открывающее общее собрание участников общества, проводит выборы председательствующего из числа участников общества. Если уставом общества не предусмотрено иное, при голосовании по вопросу об избрании председательствующего каждый участник общего собрания участников общества имеет один голос, а решение по указанному вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества, имеющих право голосовать на данном общем собрании.

6. Исполнительный орган общества организует ведение протокола общего собрания участников общества.

Протоколы всех общих собраний участников общества подшиваются в книгу протоколов, которая должна в любое время предоставляться любому участнику общества для ознакомления. По требованию участников общества им выдаются выписки из книги протоколов, удостоверенные исполнительным органом общества.

Читайте также:  Как заключить трудовой договор с директором

Не позднее чем в течение десяти дней после составления протокола общего собрания участников общества исполнительный орган общества или иное осуществлявшее ведение указанного протокола лицо обязаны направить копию протокола общего собрания участников общества всем участникам общества в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания участников общества.

7. Общее собрание участников общества вправе принимать решения только по вопросам повестки дня, сообщенным участникам общества в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если в данном общем собрании участвуют все участники общества.

8. Решения по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также по иным вопросам, определенным уставом общества, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества.

Решения по вопросам, указанным в подпункте 11 пункта 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, принимаются всеми участниками общества единогласно.

Остальные решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества.

9. Уставом общества может быть предусмотрено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества и (или) членов ревизионной комиссии общества.

При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.

10. Решения общего собрания участников общества принимаются открытым голосованием, если иной порядок принятия решений не предусмотрен уставом общества.

Разрешение на работу директору – иностранцу

Иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ только при наличии разрешения на работу

Вопрос

Иностранный гражданин является единственным учредителем ООО и одновременно руководителем своей организации. Трудовой договор не заключен. Нужно ли в таком случае иностранцу оформлять разрешение на работу?

Ответ подготовил Е.А.Кушвид, ЗАО Агентство правовой информации “Воробьевы горы” – Региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс

Ответ

Иностранный гражданин, который является одновременно руководителем и единственным учредителем организации, должен иметь разрешение на работу независимо от наличия трудового договора (за исключением иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ).

Обоснование

В соответствии со ст. 275 ТК РФ с руководителем организации должен быть заключен трудовой договор. Однако ч. 2 ст. 273 ТК РФ установлено, что положения гл. 43 ТК РФ не распространяются на случаи, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.

Исходя из этих норм, Роструд в своем Письме от 28.12.2006 N 2262-6-1 разъяснил, что с руководителем организации, который является единственным учредителем (участником), трудовой договор не заключается.

Тем не менее, по нашему мнению, деятельность генерального директора – единственного учредителя организации является трудовой независимо от наличия трудового договора.

В соответствии со ст. 39 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об ООО” назначение лица на должность директора оформляется решением единственного учредителя общества. Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения, возникающие в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора. Следовательно, трудовые отношения с директором как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника. Кроме того, руководители – единственные учредители (участники) компаний не упоминаются в ст. 11 ТК РФ в списке лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство.

Правомерность этой позиции поддерживается и судами (Определение ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6362/09, Постановление ФАС Центрального округа от 08.08.2005 по делу N А-09-17861/04-9 и др.).

Пункт 4 ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” регламентирует, что иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ только при наличии разрешения на работу. Правда, этот порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно проживающих в России. При отсутствии у привлекаемого иностранного работника разрешения на работу организация может быть привлечена к административной ответственности на основании ст. 18.15 КоАП.

Стоит отметить, что существует и иная точка зрения. В Постановлении от 25.08.2010 N Ф03-5775/2010 по делу N А24-457/2010 ФАС Дальневосточного округа пришел к выводу, что организация, в которой руководитель – иностранный гражданин, являющийся единственным учредителем, выполняет свои функции без разрешения на работу, не подлежит административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ. Однако данное судебное решение является единичным.

Приказом ФМС от 25.12.2006 N 370 в ред. от 19.02.2014 утверждены формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства. Зарегистрировано в Минюсте 15.01.2007 N 8736.

Посмотреть их можно во вложениях.

Работодатели, в свою очередь, должны уведомить миграционную службу о заключении и расторжении трудового договора или договора ГПХ с любым иностранцем.

ФМС утвердила форму и порядок уведомления – приказ от 08.12.2014 N 640 о внесении изменений в приказ ФМС от 28.06. 2010 N 147.

Введен новый механизм привлечения к трудовой деятельности иностранцев, прибывших в Россию в безвизовом порядке.

В частности, работодателей и заказчиков работ (услуг) обязали уведомлять подразделения ФМС России о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с любым иностранным гражданином.

В связи с этим установлены новые форма и порядок подачи указанного уведомления.

Прежние формы утрачивают силу.

Кроме того, отменяется ряд других форм вместе с порядком представления. Это уведомления о предоставлении иностранному высококвалифицированному специалисту (иностранцу, прибывшему в Россию в безвизовом порядке) отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более месяца в течение года, а также расторжении трудового или гражданско-правового договора с зарубежным специалистом.

Подать уведомление можно, в том числе, в электронном виде через портал госуслуг. Приказ и формы уведомлений можно скачать во вложениях на странице.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2015 г. Регистрационный № 35511.

Процедуру получения разрешения на работу для иностранца можно посмотреть здесь.

Про миграционный учет в РФ иностранцев смотрите здесь и во вкладках к указанной странице.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
  • Регистрация некоммерческих организаций
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
  • Прекращение деятельности в качестве ИП
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!