Как учителю защититься от клеветы

Как учителю защититься от клеветы

Некоторые родители сводят счеты с учителями довольно странным образом. Оговор делает учителя беззащитным. Сегодня родителям предоставляют широкие права, а также привлекают их к государственно-общественному управлению образования.

Что является клеветой на учителя или преподавателя?

Согласно конституционным правилам под понятием «клевета» необходимо понимать распространение искаженных или неправдивых сведений об учителе, которые ставят под угрозу, его честь и достоинство.

Практически каждый человек имеет право на неприкосновенность собственной личной жизни, свои семейные тайны, и на их защиту.

Другими словами, если мирные методы не помогают разрешить эту ситуацию, то можно подойти к решению проблемы куда более жестко.

Клевета на учителя способна опорочить честь и достоинство и негативно повлиять на репутацию. Само понятие «клевета» включает распространение ложной информации, порочащую честь и достоинство, а также подрыв репутации. С клеветой может повстречаться любой гражданин, а то, как влияет клевета на достоинство и честь зависит от качеств личности.

Как учителю защититься?

Особенный правовой статус учителя должен быть обеспечен безупречной репутацией не только в коллективе, но также и в глазах учеников. По этой причине всякие порочащие сведения способны существенно подпортить взаимоотношения с подопечными или подорвать авторитет. Как правило, к распространениям подобных сведений причастны родители учеников, которые недовольны отношением к собственному ребенку. Доказать клевету сложно. Однако нет ничего невозможного. Действовать нужно аккуратно и тихо, попросив предъявить факты, доказывающие, что источником распространения неверной информации стали именно вы.

Проанализировав все факты можно дать четкую аргументацию по поводу того, что совсем не выгодно быть источником клеветы.

Как относиться к клевете?

Некоторые люди могли бы долгое время не замечать вопросы, которые связаны с необоснованными слухами, а также словесными нападками и не уделять клевете необходимого внимания, понимая, что это временное явление.

Вместе с тем, слухи – это порождение клеветы, и они имеют способность нарастать, а значит, меры для спасения доброго имени нужно принимать без всякого промедления.

Часть людей, часто ошибается, думая, что слухи всего лишь скрытая и не совсем явная информация, которой они не владеют, в достаточной степени, что дает необходимость им открыто заявлять о существующей проблеме. Важно отдавать отчет в том, что вовлеченные в это люди, могут отрицательно повлиять на карьеру и привести к отрицательным последствиям.

Как бороться?

Первые «симптомы» распространения клеветы, говорят о том, что необходимо незамедлительно бороться с этим. Правда, необходимо понимать, какими методами лучше давать отпор, а к каким прибегать лишь в случае крайней необходимости. В борьбе следует избегать принципа «клин клином» вышибают. То есть не стоит применять способы, благодаря которым распространяют ложные слухи о вас. Чаще всего это обсуждения в курилке или столовой во время обеденного перерыва. Защита учителя от клеветы должна проходить сначала в мирном поле, а потом уже в правовом.

Как защитить права учителя от несправедливых нападок родителя?

Подскажите какая должна быть последовательность действий в ситуации: в Московской школе, один из родителей ученика начальных классов не доволен тем как обучают его ребенка- претензия в том что именно для этого ребенка созданы не выносимые эмоциональные условия в классе, что его избивают(однажды учитель тянулся к другому ребенку и задел его,случайно, что было интерпретировано как избиение) учитель, третирует и вообще не умеет учить. Все претензии голословные, но постоянные – ” Я вас уволю, потому что Вы мне не нравитесь.”Конфликт идет с сентября месяца, директор и заучи разводят руками и не могут ничего сделать и как-то урегулировать этот конфликт. Все согласны, что родитель “хочет крови учителя” уволить его по статье, что бы он не мог нигде больше преподавать. Педагог с более чем 40 стажем, высшей категории. Родитель отказывается переводить ученика в другой класс и сегодня сообщил, что написал письмо в прокуратору и организацию занимающеюся защитой прав ребенка. Что может предпринять учитель в свою защиту и как это юридически обосновать? Как можно оградить себя учителю по сути от унижения и лжи(так как идет вопрос об избиении. который ни чем не подкреплен кроме слов ребенка и родителя)?

    как написать коллективное письмо, права ребенка в школе, права учителя, прогул школы, учитель, школа, Анонимная жалоба на директора школы, Анонимная жалоба на школу, Анонимная жалоба на учителя
  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )

Добрый вечер, Светлана!

постарайтесь записать на видео и на аудио запись как можно больше данных — факты высказываний, «выступления» родителя, угрозы.

Также заручитесь поддержкой свидетелей. Можете взять с них расписки, либо на видео зафиксировать их свидетельские показания.

Вы в свою очередь не волнуйтесь. НАймите адвоката, как только получите письмо или приглашение с прокуратуры. они ведь могут и запгивать.

адвокату предъявите доказательства, которые соберете. Можете и родителей других привлечь. Пусть напишут письмо коллективное. в дело все пойдет. суд что то примет, а что то нет.

по факту, если у ребенка нет наличия справки об экспертизе — вам ничего не грозит. И самое главное — ОСТАВАЙТЕСЬ ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИ СПОКОЙНОЙ. НЕРВЫ НЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ, А ТАКИХ ЛЮДЕЙ В НАШЕМ МИРЕ ПРУД-ПРУДИ.

также, если вы соберете достаточную доказательную базу, как было мной указано выше — вы сможете подать заявление о защите деловой репутации и возмещении морального вреда.

если вы учитель с 40 стажем, значит и квалификация имеется, и высшая категория, и имя.

Соответственно нарушаются ваши права на работу, чем вам причиняется моральный вред. обратитесь к врачу, к школьному психологу. фиксируйте где только можете и как только можете. все это будет доказательствами ваши страданий.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2005 г. N 3
О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ
О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ГРАЖДАН,
А ТАКЖЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ГРАЖДАН
И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Применительно к свободе массовой информации на территории Российской Федерации действует статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с частью 1 которой каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Вместе с тем в части 2 статьи 10 названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. При этом положения данной нормы должны толковаться в соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в его постановлениях.
Предусмотренное статьями 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.
Обсудив материалы проведенного изучения судебной практики по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что суды России в основном правильно, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматривают дела данной категории. Вместе с тем в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней в судебной практике возникли неясные вопросы, требующие разрешения.
Учитывая это, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего указанные правоотношения, постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. Обратить внимание судов на то, что право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц — одним из условий их успешной деятельности.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Принимая во внимание эти конституционные положения, суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами — свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статьи 23, 29, 33 Конституции Российской Федерации), с другой.
По делам данной категории необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
При разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует руководствоваться не только нормами российского законодательства (статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и в силу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» учитывать правовую позицию Европейского Суда по правам человека, выраженную в его постановлениях и касающуюся вопросов толкования и применения данной Конвенции (прежде всего статьи 10), имея при этом в виду, что используемое Европейским Судом по правам человека в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Иски по делам данной категории вправе предъявить граждане и юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности порочащие сведения.
При распространении таких сведений в отношении несовершеннолетних или недееспособных иски о защите их чести и достоинства в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут предъявить их законные представители. По требованию заинтересованных лиц (например, родственников, наследников) защита чести и достоинства гражданина допускается и после его смерти (пункт 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, при направлении анонимных писем в адрес граждан и организаций либо распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать). В соответствии с пунктом 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства (подраздел IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  Виды выплат стимулирующего характера

Как учителю защититься от клеветы родителей?

Что такое клевета и как с ней быть

Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

1. Первичный, вне правового поля

  • Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
  • Требовать тщательное расследование инцидента.
  • Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
  • Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
  • Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
  • Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
  • Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.
  • Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

Читайте также:  Где можно сделать оценку автомобиля для наследства

Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.

  • Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
  • Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
  • Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Влияние оговора на психику

  • Снижает профессиональную и личностную самооценку.
  • Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
  • Формирует отрицательные эмоции.
  • Выводит из равновесия, лишает целостности.
  • Вызывает ступор в общении и действиях.
  • Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
  • Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
  • Уничтожает душевные силы.

Система защиты от клеветы

  • Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
  • Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
  • По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
  • Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
  • Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.

Примеры тренингов

Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения. Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»). В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.

Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.

Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.

Техника «Взгляд назад».

Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.

Плотно закройте глаза.

Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.

Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.

Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.

Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.

Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.

Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.

Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.

Сбросьте все ощущения.

Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.

«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.

Права учителя: как защищаться от нападок и несправедливости

Из-за обилия реформ от Министерства просвещения и общего детоцентризма общества в нашей стране работать в сфере образования стало очень непросто. Все чаще учителей по поводу и без атакуют «яжематери», а представители администрации школы в спорных ситуациях занимают нейтральную позицию. Многие учителя живут в перманентном напряжении из-за страха оступиться, не так что-то сказать или сделать, в то время как желающих научить их работать хоть отбавляй. Как защищаться педагогу − разбираемся в нашей статье.

Читайте также:  Недостойные наследники: как доказать это и оспорить решение 2021

Кто виноват

Реальность такова, что школьному учителю неприятности угрожают буквально со всех сторон. Судите сами:

  • Угроза увольнения

Наверняка кто-то скажет: если в школе так плохо, нечего за нее держаться. Но для многих учителей любовь к детям пока перевешивает существующие минусы, да и не так просто поменять профессию, особенно если стаж составляет уже 20–30 лет. Добавим к этому и то, что с легкостью найти новую работу получится не в каждом городе или поселке России. Все эти причины вынуждают педагогов терпеть нападки и держаться за зарплату, которая все никак не дотянет до обещанной «средней по региону» (почему так происходит, мы рассказывали в одной из наших статей).

  • Жалобы родителей

Похоже, забыты времена, когда учитель был неоспоримым авторитетом для детей и родителей. Теперь каждое действие педагога рассматривается под микроскопом. Шаг влево, шаг вправо – расстрел, прыжок на месте расценивается как попытка улететь, а родители приходят на встречу с учителем, уже вооружившись включенными диктофоном и видеокамерой в смартфоне. Отдельные папы и мамы не гнушаются даже откровенной слежки в соцсетях. Неосторожное высказывание или фото – и дело сделано. Полетят возмущенные письма другим родителям, школьной администрации, в департамент образования. Неприятности гарантированы.

  • Собственно ученики (несмотря на то, что «онижедети»)

Учителя замечают, что с каждым годом наладить дисциплину в классе становится все сложнее. Дети считывают неуважение к педагогу с поведения родителей: игнорируют замечания, парируют фразой «А вы не имеете права ставить двойку/ выгонять с урока/ спрашивать что-либо по предмету т. д.!», провоцируют учительские срывы, чтобы записать компромат на диктофон или камеру. Интернет завален роликами, где ученики издеваются над учителем прямо во время урока.

  • Постоянные проверки

«Верхи» про педагогов тоже не забывают. Но отнюдь не в том смысле, чтобы прибавить зарплату или улучшить условия труда. Порой складывается ощущение, что вся «забота» состоит в том, чтобы не дать учителю ни одной свободной минуты: после проверки тетрадей и подготовки к урокам следует заполнение всевозможных документов, подготовка докладов и составление отчетов – все это в бумажном или электронном виде. Своевременное оформление документации жестко контролируется чиновниками из местных департаментов образования. В случае чего могут и рублем наказать.

  • Бесправие перед школьной администрацией

В образовательных организациях руководство может придерживаться противоположных позиций: где-то директор в случае конфликта встает на сторону родителей и виноватым назначает педагога, а где-то − горой стоит за подчиненных даже перед проверяющими из вышестоящих инстанций. Но и в тех, и в других школах учителя могут ощущать свое бесправие перед администрацией: приходится выполнять дополнительные неоплачиваемые поручения в свое личное время, собственными силами: то за свой счет делать ремонт в кабинете, то покупать учебные пособия, то часами просиживать на совещаниях. Иначе можно потерять рабочее место.

Что делать

Во-первых, использовать против оппонента его же тактику. В эпоху широкого распространения соцсетей именно здесь родители любят жаловаться на «провинившихся» учителей и делать частный случай достоянием всей страны, а то и мира. Почему бы учителям не поступать аналогично: отвечать на несправедливые обвинения не в кабинете директора, а так же публично, через соцсети − вспомним флешмоб «Учителя тоже люди», участниц которого заметили даже в Великобритании. Шумиха гарантирована, а там, глядишь, и справедливость восторжествует. Как в случае с Татьяной Кувшинниковой, учителем русского языка и литературы из Барнаула, которую директор уволил по настоянию родителей, но затем восстановил в должности из-за общественного резонанса. Другое дело, что сама Татьяна уже не захотела вернуться в школу. Но и здесь ей помогла огласка: учителя пригласили на работу в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования.

Во-вторых, есть законный способ восстановить справедливость через суд. К сожалению, перспектива судебной тяжбы у большинства наших сограждан оптимизма не вызывает: очень сильны в обществе стереотипы о волоките при рассмотрении дел и коррумпированности служителей Фемиды. Однако учителю, чьи права нарушены, стоит быть настойчивым и последовательным. На самом деле подать судебный иск и добиться его рассмотрения не так сложно, как кажется. Да и дорогостоящие услуги адвоката требуются далеко не всегда. В судебном процессе истец часто способен защитить себя сам.

Но бывают ситуации, когда учителю в одиночку действительно не справиться. В этом случае выход – обращение в профсоюзную организацию. Местный профком есть почти в каждой школе. Существуют более крупные организации, действующие в масштабах страны: межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» (входит в Конфедерацию труда России), Общероссийский Профсоюз работников народного образования и науки (входит в Федерацию независимых профсоюзов России). Для чего они нужны? Путевки в санаторий, материальная помощь и подарки к праздникам – об этих профсоюзных «плюшках» знают все. Но главная функция профкома не в этом. Профсоюз участвует в составлении коллективного трудового договора, гарантирует педагогам защиту их прав, бесплатную юридическую помощь в решении социальных и трудовых вопросов, поддержку при рассмотрении индивидуального трудового спора, защиту от противоправного увольнения. Именно сюда учитель может и должен обращаться в случае превышения полномочий директором школы, ухудшения условий труда, при несправедливом распределении учебных часов или компенсационных выплат.

О том, как часто учителя обращаются в профсоюзы и какую конкретную помощь в защите своих прав получают, редакция ActivityEdu расскажет в одной из августовских публикаций.

Под лежачий камень.

Некоторые учителя на форумах пишут, что не видят пользы от профсоюзов, не верят в справедливость судов, а в социальных сетях вообще не зарегистрированы. На это другие учителя резонно возражают, что проблема не в бессилии профсоюзов и нечестности судов, а в бездействии педагогов, которые жалуются коллегам на несправедливое отношение, но не пытаются решать проблемы. А под лежачий камень, как известно, и вода не течет.