Статус автономий в италии

Статус автономий в италии

Итальянская Республика, согласно Конституции 1947 года, является единой и неделимой. Тем не менее, по Конституции же, государство признаёт местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентрализацию в зависимых от государства службах, приспосабливает принципы и методы своего законодательства к задачам автономии и децентрализации. Форму политико-территориального устройства итальянского государства правильно было бы определить как унитарное государство, основанное на территориальной автономии. С учётом ряда изменений в законодательстве Итальянской Республики, можно сказать, что политико-территориальное устройство этой страны тяготеет к федеративному. Наибольшее значение при рассмотрении данного вопроса имеет конституционный закон №3 от 18 октября 2001 года, который существенно изменил главу 5 Конституции Итальянской Республики. Представляется целесообразным рассмотреть динамику изменений конституционного законодательства Италии в данной сфере.

Ранее Конституция Итальянской Республики устанавливала деление территории государства на области, провинции и коммуны. Области представляли собой самые крупные территориальные образование в масштабе итальянского государства. Далее шли, соответственно, провинции и коммуны, которые являлись территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Провинции и коммуны, наряду с областями, считались автономными образованиями, на основании общих принципов, содержащихся в законах Республики и определяющих их функции. В девяностые годы прошлого века автономия территориальных образований низовых уровней была расширена (области получили право создавать добровольные объединения коммун во главе с девятью крупнейшими городами).

В новой редакции, согласно указанному конституционному закону, политико-территориальная структура Италии состоит из коммун, провинций, метрополитенских (крупнейших) городов, областей и Государства (под Государством здесь понимается высший уровень территориальной структуры Республики, а не сама страна).

Итак, ряд городов (метрополитенские города) выделены как особые территориальные единицы (например, статус Рима подлежит урегулированию отдельным законом Государства).

Все уровни политико-территориальной организации, таким образом, получили гарантированные автономно определённые для них статусы, основанные на конституционных принципах. Каждый из уровней организации публичной власти (от коммуны до Государства) имеет свою собственную сферу автономии (политической, финансовой, имущественной).

На общегосударственном уровне области представлены в Сенате. Кроме того, представители от областей участвуют в выборах Президента Итальянской Республики.

Области – автономные образования с собственными полномочиями и функциями согласно принципам, установленным в Конституции Итальянской Республики.

В настоящее время территория Италии состоит из двадцати областей, среди которых: Пьемонт, Валле-д’Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.

Ранее, в Конституции Италии закреплялось, что область обладает полномочиями издавать законодательные акты, при условии соблюдения общих принципов, установленных законами государства. При этом не должны нарушаться национальные интересы и интересы других областей. В настоящее время установлено, что законы областей и общегосударственный законы (принятые по своим предметам ведения) должны соответствовать Конституции Итальянской Республики, праву Европейского Союза и взятым на себя Италией международным обязательствам.

Ранее Конституция устанавливала перечень предметов ведения областей, при условии верховенства общегосударственных законов. В настоящее время установлено несколько иное разграничение предметов ведения (сфер законодательной компетенции) Государства и областей. Во-первых, установлена исключительная сфера ведения Государства (в Конституции приведён исчерпывающий перечень предметов); во-вторых, более чётко урегулирована сфера конкурирующего законодательства (подразумевается, что Государство устанавливает общие принципы в указанных предметах ведения, а области осуществляют детальное регулирование, то есть обладают полноценной законодательной компетенцией); в-третьих, в остальном, законодательное регулирование производится областями (по предметам, не входящим в первые две группы). Законодательная компетенция областей может (в некотором объёме) делегироваться провинциям и коммунам.

В сфере исключительного ведения Государства, последнему принадлежит регламентарная власть (за исключением предметов ведения, делегированных областям). В остальных сферах субъектом регламентарной власти являются области. Коммуны, провинции и крупные города обладают полномочиями в отношении их организации и осуществления возложенных на них функций.

Ранее, до реформы, было установлено, что в сферах, относящихся к областному ведению, области выполняют и административные функции (за исключением вопросов сугубо местного значения, которые могли быть переданы законами Республики провинциям, коммунам или другим местным учреждениям). Как правило, область выполняла свои административные функции, делегируя их провинциям, коммунам, или другим местным учреждениям, или используя их службы. Кроме того, государство могло в законодательном порядке делегировать области выполнение и других административных функций (не входящих в упомянутый выше круг предметов ведения областей). После произведённых изменений, административные функции были возложены на коммуны, за исключением тех, которые в целях их единообразной реализации вверены провинциям, метрополитенским городам, областям и Государству на основе принципов субсидиарности, дифференциации и соразмерности. Помимо собственных административных функций, коммуны, метрополитенские города и провинции могут осуществлять те, которые им переданы Государством или областями.

Конституция недвусмысленно указывает на финансовую автономию территориально-властных уровней (коммун, провинций, крупных городов и областей). На этих уровнях устанавливаются и взимаются собственные налоги, а также распределятся общегосударственные налоги, собираемые на их территориях. Для полноценного осуществления публичных функций территориальных единиц Государство учреждает специальный стабилизационный фонд (для территорий с недостаточными налоговыми поступлениями).

Несмотря на существенную автономию, которой отличаются области как территориальные единицы государства, им запрещено устанавливать какие-либо барьеры в экономических и иных отношениях (пошлины на ввоз, вывоз, транзит, свободное передвижение лиц и имущества). Граждане не могут быть ограничены в правах заниматься трудовой деятельностью (в том числе, находясь на службе) в любой части национальной территории.

Учитывая, всё же, что Италия – унитарное государство, становится понятным, почему в тексте Конституции установлена система органов области. Составными частями этой системы являются: областной совет, джунта, председатель джунты.

Конституция предусматривает, что области имеют статуты (уставы), которыми устанавливаются положения, относящиеся к внутренней организации и деятельности областей. Статут области принимается и изменяется областным советом абсолютным большинством его состава после двух последовательных обсуждений с интервалом не менее двух месяцев. Ранее, до реформы 2001 года предусматривалось, что устав должен утверждаться законом Республики. Если в течение трёх месяцев после его официального опубликования одна пятидесятая избирателей области, или одна пятая областных советников потребуют, он должен быть вынесен на референдум области. Статут считается одобренным и промульгируется, если за его одобрение проголосовало простое большинство от числа голосов избирателей, признанных действительными.

Читайте также:  Договор аренды недвижимости с правом выкупа

Ранее предусматривалось, что статут, принятый областным советом, передаётся Председателю Совета Министров, который, в свою очередь, представляет его в Парламент. Если Парламент решал, что статут не соответствует Конституции и законам Республики, или содержит положения, противоречащие общенациональным интересам, или интересам других областей, ему должно было быть отказано в одобрении. После этого, в установленный срок совет должен был принять новый статут. В настоящее время, уставы областей могут быть рассмотрены на соответствие Конституции Республики, если Правительство поставит вопрос об их конституционности перед Конституционным судом.

Областной совет осуществляет законодательную власть, а также, реализует иные функции, вверенный области Конституцией и законами. Областные советы обладают правом обращаться с законодательной инициативой в палаты Парламента. Формируются областные советы путём выборов (система выборов определяется законодательством области в пределах принципах, установленных в государственных законах Итальянской Республики).

Джунта является исполнительным органом области. Председатель джунты, в настоящее время, избирается непосредственно населением (изначально, избирался областным советом), если уставом области не предусмотрено иное. В компетенции председателя джунты находится назначение и освобождение от должности членов джунты. Им созываются заседания областной джунты. Председатель джунты представляет область; промульгирует областные законы; руководит осуществлением административных функций, делегированных государством области.

В Итальянской Республике предусмотрена возможность изменения состава политико-территориальных образований (слияние существующих областей, создание новых областей, учреждений провинций и коммун, изменение их границ). Изменения такого рода производятся на общегосударственном уровне в форме конституционных законов, принятых на основе мнения областных советов (при слиянии существующих областей), на основе мнения коммунальных советов (при образовании новых областей). Изменения могут быть произведены после одобрения таких предложений на референдуме большинством заинтересованных жителей. Возможно также отделение провинций и коммун от одной области и их присоединение к другой (при одобрении большинством населения, на основе мнения областных советов, советов провинций и коммун).

Изменение границ провинций и учреждение новых провинций в пределах одной области также возможно, оно производится в форме законов Итальянской Республики по инициативе коммун и с учётом мнения заинтересованных областей. Область также может своими законами учреждать новые коммуны на своей территории, изменять границы и названия уже существующих коммун.

Реформа конституции, проведённая в 2001 году, существенно изменила территориальную организацию итальянского государства.

Конституционно правовой статус рима венеции и других мегаполисов италии

Областной совет осуществляет законодательную и админист­ративную власть, которой наделена область по Конституции и своему уставу. Совет обладает правом законодательной инициати­вы и может вносить законодательные предложения в палаты Пар­ламента. Областной совет избирает из своего состава областную джунту, являющуюся органом исполнительной власти области. Ее пред­седатель и члены (асессоры) избираются тайным голосованием в присутствии не менее двух третей членов областного совета. Каждый асессор отвечает за конкретное направление областного уп­равления. Председатель джунты обладает как исполнительными, так и представительскими функциями. Он представляет область, про-мульгирует областные законы и регламенты, осуществляет адми­нистративное руководство области в рамках полномочий, делеги­рованных центральными властями.

Политико-территориальное устройство италии

Кроме того, представители от областей участвуют в выборах Президента Итальянской Республики. Области – автономные образования с собственными полномочиями и функциями согласно принципам, установленным в Конституции Итальянской Республики. В настоящее время территория Италии состоит из двадцати областей, среди которых: Пьемонт, Валле-д’Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния.

Ранее, в Конституции Италии закреплялось, что область обладает полномочиями издавать законодательные акты, при условии соблюдения общих принципов, установленных законами государства. При этом не должны нарушаться национальные интересы и интересы других областей.

53. политико-территориальное устройство италии

Конституционное право — М.В.Баглай Конституционное право зарубежных стран Страница 6 из 6 § 6. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление Политико- территориальная организация государства Действующая Конституция определяет Италию как единое и неделимое государство. В то же время государство не только признает местные автономии, но и гарантирует самую широкую административную децентрализацию.
Конституционная норма и, прежде всего, конкретная практика государственного строитель­ства дают основания рассматривать Италию как «государство об­ластных автономий». В случае же вступления в силу нового кон­ституционного Закона «О федеративном устройстве Италии», итальянское Государство превращается в федерацию, а входящие в ее состав области станут полноправными субъектами федерации.

Тема 9. политические институты и конституционное право италии

Статус автономий в италии

Право на политические объединениярассматривается наряду с избирательным правом как один из основных устоев демократической системы. К политическим правам Конституция относит право на петиции, согласно которому все граждане могут направлять в палаты Парламента петиции с требованием законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд. В ряду других политических прав стоят такие права, как возможность для всех граждан независимо от пола поступать на одинаковых условиях на государственную службу и занимать выборные должности.
Экономические, этико-социальные и культурные права.По своей правовой конструкции большинство статей, определяющих социально-экономические права, свободы и обязанности, двойственны.

Конституционно-правовой статус личности в италии

При этом имеется в виду сохранить нынешнее деление страны на области, провинции и коммуны. В настоящее время Италия разделена на 20 областей: Пье­монт, Балле д’Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто Адидже, Ве-нето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тос­кана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апу-лия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния. Пять областей (Трентино-Альто Адидже, Балле д’Аоста, Фриули-Венеция Джу­лия, Сицилия и Сардиния) обладают специальным статусом, пре­дусматривающим более широкие полномочия и функции, связан­ные с геополитическими и этническими особенностями этих обла­стей. Области, по ныне действующей Конституции, являются ав­тономными образованиями с собственной властью и системой фун­кций согласно принципам, установленным Конституцией.

Читайте также:  Какой срок действия справки о несудимости

§ 2. италия в хш-ху вв.

Избирательное право Согласно Конституции активным избирательным правом обладают все граждане Италии независимо от пола, достигшие совершеннолетия. В соответствии с Законом от 8 марта 1975 г. возраст совершеннолетия — 18 лет. Для того, чтобы участвовать в выборах в Сенат, необходимо достичь 25 лет.
Голосование всеобщее и прямое, без каких-либо цензов, как при выборах в Сенат, так и в Палату депутатов. Право голоса может быть ограничено только на основании закона в случаях недееспособности и лишения избирательных прав в судебном порядке, а также после вынесения окончательного уголовного приговора. Голосование осуществляется лично без передачи права голоса другому лицу.
Закон запрещает голосовать заочно, равно как и не предусмотрена возможность голосования по доверенности или по почте. Итальянские граждане, проживающие за границей, могут голосовать в тех коммунах, где они проживали ранее.
Испании

  • Региональная автономия Испании
  • Конституция КНР
  • Политические партии, общественные («народные») организации КНР
  • Основы конституционного статуса граждан КНР
  • Система высших органов государственной власти и управления
  • Административно-территориальное устройство и национальная автономия
  • Конституция Индии
  • Правовой статус гражданина Индии
  • Политические партии Индии
  • Государственные органы федерации, основы избирательного права Индии
  • Основы политико-территориального устройства, местное самоуправление и управление в Индии
  • Общие положения конституций стран СНГ
  • Система государственных органов стран СНГ
  • Особенности латино-американских конституций
  • Партийные системы стран латинской Америки
  • Президент и правительство. Законодательные органы.

Голосование является равным в том смысле, что каждый избиратель обладает только одним голосом. При осуществлении избирательного права каждому гражданину должны быть гарантированы свобода и тайна голосования. Участие в голосовании рассматривается как гражданский долг, своего рода общественная обязанность гражданина, имеющая своей целью правильное функционирование демократического государства.

Депутатом может быть избран избиратель, достигший на день выборов 25 лет. Для избрания в Сенат необходимо быть не моложе 40 лет. Согласно ст. 65 Конституции нельзя одновременно состоять членом Палаты депутатов и Сената.

Законом устанавливаются случаи неизбираемости, а также несовместимости с обладанием мандата члена Парламента.

53. Политико-территориальное устройство италии

Действующая Конституция определяет Италию как единое и неделимое государство. В то же время государство не только признает местные автономии, но и гарантирует самую широкую административную децентрализацию.

В настоящее время Италия разделена на 20 областей: Пьемонт, Балле д’Аоста, Ломбардия, Трен-тино-Альто Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Бази-ликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния. 5 областей (Трентино-Альто Адидже, Валле д’Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния) обладают специальным статусом, предусматривающим более широкие полномочия и функции, связанные с геополитическими и этническими особенностями этих областей.

Области по ныне действующей Конституции являются автономными образованиями с собственной властью и системой функций согласно принципам, установленным Конституцией. Каждая область обладает своим уставом, в котором определены конкретные сферы областного регулирования, компетенция и внутренняя организация области, включая право законодательной инициативы и референдума, а также право принятия областных законодательных норм.

В Конституции определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законы при условии, что такие законы не будут противоречить национальным интересам и интересам других областей.

Области пользуются финансовой самостоятельностью. В то же время область не может устанавливать собственные пошлины на ввоз, вывоз или транзит между областями, препятствовать свободному передвижению лиц и имущества, ограничивать право граждан заниматься своей профессией, служить или работать в любой части национальной территории.

Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона (закон об устройстве автономий, принятый 17 мая 1990 г.).

На коммуны возложены функции: социального обеспечения, здравоохранения, градостроительства, землепользования, включая создание местных индустриальных зон.

Некоторыми дополнительными правами и полномочиями пользуются горные сообщества – ассоциации коммун, расположенных в горной местности.

В отдельную политико-административную категорию выделены некоторые крупные города (мегаполисы). К их числу относятся Рим, Милан, Турин, Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья, Бари, Неаполь. К их ведению наряду с провинциальными функциями отнесены также прямое управление службами экономического развития, градостроительства, социальная сфера.

В настоящее время в Италии насчитывается 103 провинции и немногим более 8 тыс. коммун.

Органами местного самоуправления в провинциях и коммунах являются выборные советы, джун-ты (исполнительный орган власти),глава джунты (председатель) и выборные мэры в коммунах.

54. Конституция японии

Принятая 3 ноября 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г. Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения. Проект был разработан в штабе оккупационных войск, доработан правительством и принят избранным в 1946 г. Парламентом. В определенном смысле неизменяемая Конституция – юридический памятник этому событию.

Это – монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.

Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права.

Конституция Японии состоит из преамбулы (не имеющей такого названия) и 11 глав, объединяющих 103 статьи.

Читайте также:  Исковое заявление по коммунальным платежам образец

Преамбула содержит ряд заявлений о пацифистском характере нового государства и миролюбивых устремлениях японского народа.

ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ИТАЛИИ

Конституционно-правовой статус личности

Конституционные основы общественного строя и политической системы.

Избирательное право и система. Референдум.

Центральные органы государственной власти.

Областная автономия и местное управление.

Италия – государство на юге Европы, на Апеннинском полуострове. Как единое государство – существует с 1870 г., когда завершился длительный процесс объединения разрозненных итальянских государств. Член-учредитель Общего рынка и Европейских Сообществ (Римские договоры 1957 г.). Столица – г. Рим.

Административное деление: 15 областей с обычным статусом (Пьемонт, Ломбардия, Венеция, Лигурия, Эмилия-Ро-манья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Амбруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия) и 5 областей со специальным статусом (Сицилия, Сардиния, Валле-д’Аоста, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция-Джулия). Области делятся на провинции. По форме государственного устройства Италия – так называемое региональное государство. В настоящее время обсуждается проблема федерализации государственного устройства.

Действующая Конституция принята 22 декабря 1947 г., вступила в силу 1 января 1948 г. До принятия Конституции 2 июня 1946 г. была отменена монархия и провозглашена республика (2 июня – Национальный праздник Италии).

Глава государства – президент республики, избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием представителей областей сроком на 7 лет. Проекты конституционной реформы предусматривают утверждение полупрезидентской формы правления с избранием президента всеобщим голосованием.

Двухпалатный парламент состоит из Сената республики и Палаты депутатов. Для выбора обеих палат законом о выборах 1993 г. устанавливается смешанная избирательная система: 75% мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, остальные 25% мест – на основе пропорционального представительства списков партий и блоков при условии, что они собрали более 4% голосов избирателей. В Сенат избираются 315 сенаторов, кроме того, 11 сенаторов назначаются президентом пожизненно. В нижнюю палату избираются 630 депутатов (475 – по мажоритарной системе, 155 – по пропорциональной). Кандидатами в Сенат не могут быть лица, имевшие парламентский мандат свыше 15 лет.

Исполнительная власть принадлежит правительству -Совету Министров. Премьер-министра назначает президент, и по его предложению происходит назначение министров. Правительство должно получить доверие обеих палат парламента.

В иерархии системы судебных органов особое место занимает созданный в 1956 г. Конституционный суд (15 судей:

5 назначаются президентом, 5 – парламентом на совместном заседании палат, 5 – высшими общими и административными судами). Круг полномочий Конституционного суда весьма широк: от решений о конституционности норм закона до решений по спорам, возникающим в ходе судебного разбирательства в общих судах и по спорам о компетенции органов власти всех уровней.

Высший Кассационный суд рассматривает кассационные жалобы в трех палатах по гражданским делам и в трех палатах по уголовным делам.

Апелляционные суды (23 суда по всей стране) заседают в главных городах судебных округов, рассматривают апелляционные жалобы на приговоры и решения по первой инстанции трибуналов. Трибуналы (около 160) рассматривают уголовные и гражданские дела в первой инстанции, при этом наиболее серьезные дела рассматриваются судами присяжных.

Самостоятельную систему образуют суды административной юстиции во главе с Государственным советом.

Какова конституция Италии 1947 года и ее характеристика?

В чем заключалась конституционная реформа?

Каков конституционный статус человека и гражданина и его гарантии?

Какова партийная система и политические партии Италии?

Каковы наиболее значимые средства массовой информации?

Какова избирательная система Италии? В чем состоят особенности активного и пассивного избирательного права?

Каковы избирательные округа, системы распределения

8. Каков порядок выбора депутатов и сенаторов?

9. Каковы особенности референдума и каков порядок его проведения?

Каков парламент Италии, его полномочия, внутренняя организация и взаимоотношение палат?

Каковы особенности законодательного процесса?

Кто может быть президентом республики? Каков порядок его избрания, компетенция и порядок ее осуществления, акты, ответственность, реальная политическая роль?

Каков порядок формирования правительства, компетенция, акты, ответственность? В чем состоит статус и политическая роль главы правительства?

Каковы особенности конституционного суда Италии, системы конституционного контроля?

В чем особенности полномочий государственного совета?

Что представляет собой счетная палата Италии?

Что представляет собой высший совет магистратуры?

Каковы конституционные основы судебной системы Италии?

Каково политико-территориальное устройство? Что представляет собой областная автономия?

Какова территориальная организация в областях?

Каковы особенности местного управления и самоуправления в Италии?

Какова организация власти на областном, провинциальном и муниципальном уровнях?

1. Васильева Т.А. Областная автономия в Италии. – М.:

Васильева Т.А. Правовое положение областей с обычным статусом в Итальянской республике // Советское государство и право. — 1983. – №25.

Васильева Т.А. Реформа государственных институтов в Италии // Полис. – 1993. – №3.

Васильева Т.А. Реформы местного самоуправления в Италии // Реформы местного управления в странах Западной Европы. – М.: ИНИОН РАН, 1993.

Иностранное конституционное право / Под ред. проф. В.В. Маклакова. – М.: Юристъ, 1996.

Италия. Конституция и законодательные акты. – М.: Прогресс, 1982.

Карпикова И.С. Итальянский парламент. – М.: Иностранная лит., 1965.

Попов Н.Ю. Судебная система Италии / Сб.: Судебная система западных государств. – М.,1991.

Попов Н.Ю. Источники итальянского права // Советское государство и право. – 1983. – №10.

10. Попов Н.Ю. Парламент Италии // Парламенты мира. М., 1997.

Реформа избирательной системы в Италии и России: Опыт и перспектива. – М.: ИГП РАН, 1995.

Филимонова М.В., Медведев С.Н. Государственный строй Итальянской республики. – М.: ВЮЗИ, 1985.

Тематика реферативных докладов

1. Конституционно-правовое регулирование отношений между итальянским государством и Ватиканом.

2. Конституционная реформа в Италии.

Деятельность мировых судов в Италии: опыт, современные тенденции.

Конституционно-правовой статус Рима, Венеции и других мегаполисов Италии.