Кто ответственный по закону родители или педагоги

Кто ответственный по закону родители или педагоги

На чтение 6 мин. Опубликовано 21.02.2020

Права и обязанности

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», он являет собой правовой акт, регулирующий процесс получения образования в любом субъекте страны.

Посредством этого документа регламентированы не только права, которые гарантированы для лиц, получающих образование, но и принадлежащие права родителям в школе.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам: 7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область 7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область 7 (800) 600-36-17Остальные регионыОнлайн-консультантgt;gt;Это быстро и бесплатно!

Не так давно в акт были внесены изменения. Какие обязанности родителей в новом законе об образовании, рассмотрим ниже.

На основании нормы статьи указанного ранее акта, родители законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбрать:

  • форму обучения;
  • учреждение для обучения ребенка;
  • язык обучения, также преподавания дисциплин;
  • факультативные кружки, содержащиеся в перечне и представляемые образовательным учреждением;
  • быть ознакомленным с нормативным документом, который является основанием для организации учебного процесса (устав), с разрешением преподавать отдельные дисциплины, а также аккредитацией учебной организации;
  • быть проинформирован о методиках преподавания, техникой преподавания, с оценками, которые получает ребенок в учреждении;
  • защищать установленными способами прав и интересы школьника;
  • быть ознакомленным с информацией о планах мероприятий, приводящихся в организации;
  • участвовать в управлении образовательным учреждением в формах, которые предусмотрены для этого уставом;
  • присутствовать при обследовании детей, в процессе обсуждения результатов пройденного ребенком обследования.

Родители ученика могут рассчитывать на реализацию получения образования следующих видов:

  • дошкольного типа (сады);
  • общее образование (включает получение начального, среднего, общего);

Помимо прав, которые установлены на государственном уровне, они, регламентируются внутренними уставами организаций.

В свою очередь на федеральном уровне установлено правило, в соответствии с которым локальные нормы не могут противоречить федеральным.

Права и обязанности родителей в школе помимо государственного уровня устанавливаются локально — непосредственно в школе, то есть права родителей в школе устанавливаются Уставом ОУ. В соответствии с этим местным актом родители законные представители обучающихся имеют право на:

  • прохождение обучения их детьми на безвозмездной основе;
  • выбор режима обучения (школьное учреждение, домашние условия, экстернат, сочетание нескольких форм одновременно);
  • выбор методики, обучения малыша, на основании тех стандартов, которые были разработаны государством;
  • выбор организации и право перевод из одной школы в другую;
  • получение помощи при реализации образовательных программ, а также в ходе воспитания, которая выражается в следующих формах:
  • консультации учителей, организуемые в связи с возникновением у родителей вопросов касаемо программы и методики обучения;
  • консультации учителей по вопросам режима процесса обучения;
  • выдачи ребёнку учебной литературы, необходимой для учебы, предоставление возможности использования библиотечных или информационных ресурсов;
  • получение материального обеспечения со стороны государства;
  • оформление ребенка в группу продленного дня;
  • получение доброжелательное уважительное отношение со стороны учителей, а также администрации школы;
  • сохранение конфиденциальных данных;
  • участие в предусмотренных формах взаимодействия с представителями организации;
  • помощь в организации свободного времени, как в школе, так и вне ее пределов.

Получение информацию о:

  • степени квалификации учителя;
  • занятиях, в которых участвовал учащийся.

Закон об образовании обязанностями родителей признает:

  • организация процедуры получения образования;
  • уважение чести и достоинства лиц, которые участвуют в преподавании детям наук;
  • соблюдение правил, установленных внутренним документом организации.

Обязанности родителей перед школой, закрепленные внутренним уставом могут быть следующие:

  • по оказанию ребенку помощи в процессе прохождения обучения;
  • по обеспечению ежедневного контроля над соблюдением правила о посещении занятий учащимся;
  • по содействию исполнения правил внутреннего распорядка;
  • по своевременному информированию педагога о причине пропуска занятия учащимся;
  • по обеспечению безопасного пути;
  • по заострению внимания учителей на проблемах, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения;
  • по организации режим отдыха и учебы ребенка;
  • по возмещению ущерба, причиненного учреждению в результате виновных действий ученика;
  • по заботе о престиже школы;
  • по осуществлению связи со школой по вопросам прохождения процедуры обучения в организации.

Обратите внимание: права и обязанности в каждой организации различны, однако они не должны противоречить тем нормам, которые закреплены в законе.

Законный представитель ученика обладает возможностью участвовать в политике по участию в управлении школой в формах, которые для этого предусмотрены.

Учреждения используются разные формы сотрудничества с семьей ученика. Однако основными являются следующие:

  • проведение родительских собраний. Как правило, проводится не чаще одного раза в триместр. Собрания могут быть: организационного характера, текущего характера, тематического характера, для подведения итогов;
  • организация родительского комитета;
  • консультации с представителями ученика с привлечением специалистов (психологов, школьной администрации, социальных работников);
  • организация родительского университета (представляет собой своего рода кружок по интересам, где каждый может поучаствовать в интересующем его деле);
  • организация родительского классного часа. Суть такого участия состоит в том, что один из представителей берет на себя обязанность учителя, и проводит один урок по своему выбору;
  • организация походов и экскурсий с привлечением для участия семьи ученика;
  • организация заочных конкурсов. Проводится для привлечения тех, кто в связи со своей занятостью не могут присутствовать на собраниях;
  • проведение родительских рейдов. Как правило, их суть заключается в проверке дневником или тетрадок. Лучший результат может быть сообщен после всему классу;
  • проведение круглых столов. Смысл их проведения заключается в ознакомлении представителей учащегося с программой, которую изучают дети в школе. Они могут быть организованы как тесты или блиц опросы;
  • организация праздников. Помогает ученикам, а также их семьям в неформальной обстановке познакомится друг с другом, а также педагогом;
  • проведение семейных вечеров. Суть заключается в создании или налаживании здоровой обстановке внутри семьи;
  • проведение дней открытых дверей. Помогает познакомиться со спецификой образовательного учреждения, выявить недостатки и достоинства школы, познакомится с достижениями детей, полученных в процессе обучения.

Не каждая образовательная организация, несмотря на множество нормативных документов, может быть отмечена, как не нарушающая права родителей законом об образовании которые были предусмотрены.

Эти нарушения могут касаться:

  • не соблюдения обязанности по уважению чести достоинства ученика и так же его родителя;
  • распространения информации, которая являлась конфиденциальной;
  • нарушения процесса образования без основания;
  • недоброжелательного проявления со стороны учителя к школьнику;
  • взимания денежных средств (поборов в школе, при которых права родителей нарушаются), не установленные ни Уставом, ни договором между представителями ученика и учреждением.

Если права представителей ребенка нарушаются, то они могут пожаловаться:

  • директору школы;
  • отдел по контролю за образованием, находящийся в городе;
  • прокуратуру;
  • управление образованием по области;
  • министерство образования.

В жалобе следует указать:

  • ФИО заявителя;
  • Суть жалобы;
  • Дата, подпись.

Заключение

Итак, законом об образовании права и обязанности родителей закреплены на федеральном уровне.

Помимо содержащихся прав и обязанностей родителей в школе, закон об образовании устанавливает требование на основании, которого устанавливаемые требования к правам и обязанностям на местной уровне (уровне школы) не могут противоречить государственным нормам.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему,

Читайте также:  Как делится материнский капитал при разводе супругов

звоните по телефонам

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Кто ответственный по закону родители или педагоги

Люди которые будут оказывать огромное влияние на ребенка с младшего возраста до возраста подростка (юношества), учить и воспитывать его, на самом деле несут огромную ответственность перед родителями. Что делать родителям при грубом нарушении педагогической этики, материального «вымогательства» и т.д.? Ответ однозначный – защищать своего ребенка. Родители должны защищать свои права и права ребенка основываясь не только на нормативно-правовых документах Российской Федерации «Конституцию Российской Федерации» и Федеральный закон «Закон об образовании», но и на «Декларацию прав ребенка», провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959г., и «Конвенцию о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. вступила в силу для СССР 15.09.1990г.

Круглый стол «родители обязаны, а педагоги должны»

Статья 63 ск рф. права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Статья 65. Осуществление родительских прав. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.


Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке. Статья 69. Лишение родительских прав.

Права родителей и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности.
Родители воспитывают в детях любовь к родной природе, Родине, традициям, обычаям. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители. — Макаренко А. С. подчеркивал: «Воспитывает все: вещи, люди, явления, но больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги…». Итак, сегодня мы поговорили о том, за что отвечают родители и педагоги учреждения.


Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей.
О чем речь? О социализации детей. Обучать ей придется педагогам. Ведь именно в школе дети должны учиться общаться, контактировать друг с другом, находить общий язык и так далее.

Права родителей: что требовать от школы и детсада

Итак, сегодня нашему с вами вниманию будут представлены обязанности учителя. Знать их должен и сам преподаватель, и родители учеников, и руководство.

Ведь за нарушение или неисполнение обязанностей можно навлечь на себя беду. К сожалению, не всем известен закон об образовании, обязанности учителя в котором четко прописаны.

И поэтому в учебных заведениях очень часто происходят разные «разборки» между преподавателями, руководством, учениками и родителями. Чтобы этого не было, давайте попробуем понять, какие у учителей есть в школе права и обязанности.

Защита Начнем, пожалуй, с того, на что можно рассчитывать работнику учебного заведения. Об этом знают не все. И зачастую права и обязанности учителя попросту нарушаются. Следует обратить внимание, что, согласно закона об образовании, весь педагогический состав может быть защищен. Речь идет о профессиональной чести и достоинстве.

Кто отвечает за безопасность детей в школе и детском саду?

Полная свобода В функциональные обязанности учителя входит такой пункт, как составление учебного плана. И здесь педагог имеет право на полную свободу действий.

То есть каждый может самостоятельно разрабатывать рабочий план на ближайший год на свое усмотрение. Главное, чтобы разработки соответствовали нормам обучения и не несли никакой опасности детям и обществу. Помимо этого, любой учитель имеет право выдвигать свою кандидатуру на участие в педагогических советах. На разные должности. Запретить это вам не могут. Разве что просто провести голосование и не избрать туда, куда хотелось бы попасть.

Преподаватель имеет право и на соблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочем месте. Так, учебное заведение обязано предоставить каждому учителю пригодное для обучения детей место.

Если вам что-то требуется для организации процесса, можете попросить руководство школы предоставить вам данную вещь.

Обязанности учителя. закон об образовании: обязанности учителя

Учтите, что нельзя вести пропаганду против Родины, а также убеждать в том, что патриотизм — это плохо. Следует также учесть, что должностные обязанности учителя начальных классов (и остальных тоже) включают в себя и такой пункт, как обучение детей толерантности.

Когда вы возвышаете свою страну и стараетесь привить ученикам любовь к ней, нельзя принижать честь и достоинство прочих наций. Скорее, придется учить терпимости и уважению. Ценности В обязанности учителя в школе также включено воспитание у детей любви к семье и семейным ценностям.

Таким образом, придется время от времени проводить беседы на данную тематику. Объяснять, как важна семья для современного человека.

Главное, не «перегнуть» палку. Иногда дети воспринимают информацию как прямой сигнал к беспрекословному повиновению родителям и старшим членам семьи.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями.

Один из ответственных моментов в жизни ребенка и родителей – поступление в общеобразовательное учебное заведение, иным словом в школу. Образование, которое получают дети в среднем учебном заведении, имеет серьезное влияние на выбор профессии, и на весь жизненный путь.

Поиски достойного учебного заведения, а затем поступление туда отнимают у родителей не только время, но и немало материальных средств – это уже ни для кого не секрет. Родители, смирившись с тем, что «за все надо платить», вынимают из кошелька энную сумму.

Кто ответственный по закону родители или педагогический

В вышеуказанной Декларации обозначены самые главные неотъемлемые права детей: на образование, на развитие личности, на здоровье и на счастье. Принцип 7 гласит «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит, прежде всего, на его родителях.». Принцип 8 «Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.».
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Читайте также:  Как получить материальную помощь от государства

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «Семейный кодекс РФ» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами.

Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Статья 18. Дошкольное образование. 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Утратил силу. – Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Комментарий к статье 18
1. В комментируемой статье закреплен указанный выше дисбаланс ответственности за воспитание и развитие ребенка между обществом и родителями в сторону последних. Действительно, именно родители являются первыми педагогами и воспитателями ребенка в раннем детском возрасте. В конечном итоге, влияние родителей при надлежащем исполнении ими своих родительских обязанностей на ребенка всегда будет неизмеримо выше, чем влияние воспитателей, преподавателей, сверстников и различных социальных групп. Именно такое фактическое положение и закрепил законодатель в норме п. 1 комментируемой статьи.
2. Очевидно, что с исчезновением пункта 2 указанной статьи в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ всю полноту ответственности за воспитание и образование детей раннего детского возраста государство переложило на плечи родителей и муниципальных образований. Поскольку родителям в воспитании детей в указанном возрасте отводится главная роль, то на сеть дошкольных образовательных учреждений возлагаются вспомогательные задачи по воспитанию, охране и укреплению физического и психического здоровья детей раннего детского возраста (речь идет о детях младше 7 лет).
——————————–
СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
Дошкольные образовательные учреждения помогают родителям развить в ребенке индивидуальные способности. В большинстве случаев направление развития задается самими родителями исходя из их предпочтений. Кроме того, дошкольные образовательные учреждения призваны предупредить нарушение развития и помочь родителям скорректировать поведение ребенка в правильном направлении, чтобы заложить основы для дальнейшего формирования его личности.
3. В России существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений:
– детский сад;
– детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
– детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
– детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
– детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
– центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей; обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществлении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; в приобщении детей к общечеловеческим ценностям; организации взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Наряду с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (далее – основное Типовое положение), существует также Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста . Последнее отражает подход к воспитанию ребенка младшего возраста, состоящий в плавном переходе от дошкольного воспитания к освоению общеобразовательных программ. Таким образом, подготовка проходит без стресса для ребенка и по окончании такого образовательного учреждения он готов осваивать общеобразовательную программу основного общего образования. В дошкольных образовательных учреждениях, названия которых включают слова “начальная школа” или “прогимназия”, могут обучаться дети от 3 до 10 лет включительно.
——————————–
Утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677 // РГ. N 137. 18.07.1995.
Утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204 // РГ. N 196. 09.10.1997.
Установлена следующая предельная численность детей в группах образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
от 3 до 6 лет – 20 воспитанников;
в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) – 10 воспитанников;
при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) – 20 воспитанников;
в классах – 25 обучающихся.
Подобные ограничения на количество человек в группе установлены и в основном Типовом положении применительно к каждому виду дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, в типовых положениях регламентируется режим дня, включая нормы сна и отдыха на свежем воздухе, установленные в соответствии с гигиеническими показателями, питания, установлены требования к минимальной оснащенности помещений дошкольных образовательных учреждений и иные требования, объясняющиеся спецификой задач, возложенных на эти образовательные учреждения. Все, что не регламентировано типовым положением, может быть дополнительно детализировано в уставе дошкольного образовательного учреждения.
4. Закон об образовании установил, что правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. На основе договора и в соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы, а также оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах. Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Комментируемая статья регулирует в том числе и отношения между органами местного самоуправления и родителями, которые предпочли воспитывать детей дошкольного возраста на дому. При необходимости органы местного самоуправления обязаны организовать и координировать методическую, диагностическую и консультативную помощь таким семьям.
Примерный устав дошкольного образовательного учреждения, а также Примерный договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями ребенка (лицами, их заменяющими), посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации, можно найти в письме Минобразования России от 30.03.1994 N 212/19-12 .
——————————–
Справочно-правовая система “”.

Круглый стол «Родители обязаны, а педагоги должны»

Хацкевич Маргарита Витальевна
Круглый стол «Родители обязаны, а педагоги должны»

Цель:

уточнить представления родителей и педагогов детского сада о правах ребенка, их ответственности и обязанностях.

Задачи:

определить представления родителей об ответственности педагогов детского сада;

закрепить представления родителей о собственных обязанностях;

систематизировать представления педагогов детского сада и семьи о правах ребенка.

План:

первая часть – доклад «Мы ведем ребенка за руку в детские годы»;

вторая часть – вопросы и ответы;

третья часть – решение педагогических ситуаций;

четвертая часть – обязаны и должны;

пятая часть – подведем итог.

Читайте также:  Куда обращаться на злоупотребление властью полиции

Ход круглого стола:

Первая часть – доклад «Мы ведем ребенка за руку в детские годы»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «Семейный кодекс РФ» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Вторая часть: вопросы и ответы

Уважаемые родители и коллеги, мы для вас подготовили вопросы, на которые мы с вами попробуем ответить.

I вопрос родителям: – Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? (Семье.)

I вопрос педагогам: — В каких областях знаний должен быть компетентен (силен) педагог для полноценного общения с родителями? (Медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика.)

II вопрос родителям: — Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка. (Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс.)

II вопрос педагогам: — Назовите методы изучения семьи. (Анкетирование, тестирование, беседы, патронаж, наблюдения за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение».)

III вопрос родителям: — Что такое анкетирование? Назовите положительные стороны анкетирования.

III вопрос педагогам: — Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога. (Ограничения со стороны организма: снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний; недостаточная мотивация для деятельности; недостаточность информированности.)

Третья часть: решение педагогических ситуаций

Нам нужно будет разобрать типичные ситуации общения педагогов с родителями воспитанников. Мы зачитаем проблемные ситуации и вместе с вами попробуем их разрешить.

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.

Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.

Четвертая часть: обязаны и должны

В четвертой части нашего «круглого стола» поставлены вопросы, касающиеся двух сторон: родителей и дошкольного учреждения. Вы должны определить, что обязаны родители и что должны педагоги.

Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании»).

Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61).

Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65).

Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65).

Обеспечивают охрану жизни и укрепление здоровья детей.

Обеспечивают интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка.

Осуществляют необходимую коррекцию отклонения в развитии ребенка.

Приобщают ребенка к общечеловеческим ценностям.

Пятая часть: подведем итог

– Одной из главных функций семьи является воспитание детей. В Конституции РФ говорится, что граждане Российской Федерации обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к труду, чтобы они стали достойными членами общества. Как видим, воспитание детей – важнейшая правовая обязанность, возложенная на родителей Основным законом. Выполнять эту обязанность семье помогает общественность, школа, дошкольные учреждения. Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Родители воспитывают в детях любовь к родной природе, Родине, традициям, обычаям. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители.

– Макаренко А. С. подчеркивал: «Воспитывает все: вещи, люди, явления, но больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги…». Итак, сегодня мы поговорили о том, за что отвечают родители и педагоги учреждения. Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей. Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители обязаны, а педагоги должны. Всем большое спасибо!

План работы с родителями на 2014–2015 учебный год (2 младшая группе) 1. Сентябрь – октябрь Фото выставка для родителей: «Вот и стали мы на год взрослее, выставка «Школа вежливости».

Проект «Книга своими руками» Проект: «Книга своими руками». Актуальность: Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам и если то, что он делает, у него получается.