Статья 11

Статья 11. Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.. (в ред. Федерального закона от 09.08.1994 n 22-ФЗ)

Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества.
Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (Приложение 2).
(в ред. Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ)
Комментарий к статье 11
Особые ставки предусмотрены также и для земель лесного фонда.
Статья 6 Лесного кодекса РФ определяет предмет правового регулирования, закрепляя понятие “объект лесных отношений”.
Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее – лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно – кустарниковая растительность.
Лесной фонд Российской Федерации является главным объектом лесных отношений, составляющих предмет регулирования Лесного кодекса. Лесной фонд (ст. 7) образуют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
Участниками лесных отношений (ст. 13) являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Лесопользователями (ст. 17) являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню.
Налог определяется от суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит в состав лесных податей и указывается в строке “в том числе лесорубочного билета”.
Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному району.
В соответствии с этим земельный налог взимается только за переданные в пользование другим юридическим лицам и гражданам сельскохозяйственные угодья.
Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (приложение 2).
Стоимость древесины рассчитывается по ставкам лесных податей, утвержденным органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, за древесину, отпускаемую на корню.
Раздел IV. ЛЬГОТЫ ПО ВЗИМАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ
Комментарий к разделу IV
Четвертый раздел включает три статьи (12 – 14). Однако статья 12 является самой большой в Законе и состоит из 23 пунктов.
Прежде следует сказать, что налоговые льготы – эффективный инструмент дифференциации земельного налога. Все предоставляемые законодательством льготы по земельному налогу могут быть классифицированы следующим образом: изъятия; налоговые кредиты.
Суть изъятия как налоговой льготы сводится к выведению из-под обложения земельным налогом отдельных предметов, как-то: земли под заповедниками, национальными и дендрологическими парками, ботаническими садами; земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы Российской Федерации; земли общего пользования населенных пунктов; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов законодательной и исполнительной власти.
Изъятия по земельному налогу могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок.
Примерами первого случая являются большинство законом установленных льгот – изъятий. Так, земли религиозных объединений, на которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры, земли, используемые пожарной охраной, представляют собой изъятия из земельного налогообложения, действующие на постоянной основе. В то же время предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли, т.е. земли, требующие рекультивации, освобождаются от уплаты земельного налога лишь на первые десять лет землепользования. Другой пример временной льготы по уплате земельного налога – это льгота, предоставляемая на один финансовый год. Так, ст. 14 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 29-Ф3 “О федеральном бюджете на 1997 год” освобождала в 1997 году предприятия и организации от платы за земельные участки, на которых размещались объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны, аэродромы и другие объекты особого назначения в порядке, установленном Правительством РФ.
Вообще, следует отметить, что из восьми изменений, внесенных в Закон РФ “О плате за землю” на протяжении последних шести лет, 80% были направлены на предоставление льгот по земельному налогу отдельным категориям плательщиков.

Земельный налог

Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.

Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы.

Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

  • Решение городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 26.11.2013 № 351 (в редакции от 26.11.2019)
  • Решениегородской думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.2 (в редакции от 12.12.2019)
  • Решение Совета депутатов Минераловодского городского округа от 13.11.2015 № 63 (в редакции от 23.11.2018)
Читайте также:  Документы для возврата процентов по ипотеке

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности,
  • постоянного бессрочного пользования,
  • пожизненного наследуемого владения.

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

  1. определить категорию земли,
  2. в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
  • 1,5% в отношении прочих участков.

Как узнать кадастровую стоимость земли?

Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

Кадастровую стоимость земли можно узнать, направив запрос в Росреестр через сайт (https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_2). Можно сделать запрос в территориальном отделении ведомства. Тогда чиновники выдадут кадастровую справку.

Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

  • изменения вида разрешенного использования;
  • перевода участка из одной категории земель в другую;
  • изменения площади земельного участка.

Расчет налога на землю

Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

Сумма земельного налога за год

Ставка налога

Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

Сумма земельного налога
за неполный год

Количество полных месяцев владения участком в году

Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.

Льготы по земельному налогу

В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

  • Организации
  • Физические лица и ИП

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

Расчет и оплата земельного налога

Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

  • установлены отчетные периоды,
  • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

Авансовый платеж по
земельному налогу

Земельный налог: как рассчитывается, платится, кто имеет право на льготу?

Краткое содержание:

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, в каком порядке начисляется и уплачивается земельный налог для физических лиц.

Каковы общие основания для уплаты земельного налога?

Собственники земельных участков, а также те, кому они принадлежат на правах бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения, обязаны платить налог в силу ст. 388 НК РФ. Порядок земельного налогообложения утверждается на региональном уровне представительными (выборными) органами муниципальных образований, а в городах федерального значения — законодательными органами данных субъектов РФ (ст.387 НК РФ). Расчет земельного налога производится налоговой службой от кадастровой стоимости участков, данные о которых представляет Росреестр, по утвержденным ставкам и с учетом предусмотренных в регионе льгот. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется пропорционально доле каждого собственника, а в случае совместной собственности – в равных долях. Сумма налога равна произведению налоговой базы (кадастровой стоимости участка) и налоговой ставки (п. 1 ст. 396 НК РФ).

Налоговые ставки, утверждаемые нормативно-правовыми актами МО и городов федерального значения, не могут превышать показатели, установленные в ст. 394 НК РФ. Ставка 0,3 % применяется в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (использования) в населенных пунктах и используемых в соответствии с целевым назначением;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предназаченных для жилищного строительства;
  • предназначенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

В отношении прочих земельных участков, в том числе тех, которые не приходятся на объект, относящийся к жилищному фонду, применяется ставка 1,5 % (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 декабря 2012 г. N 03-05-05-02/122).

Читайте также:  Компенсация работнику при ликвидации организации

Какие участки не облагаются налогом?

Согласно п. 2 ст. 389 НК РФ, не являются объектом налогообложения:

  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома;
  • земельные участки, изъятые из оборота;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного и археологического наследия, а также занятые водными объектами, находящимися в государственной собственности;
  • участки из состава земель лесного фонда.

В какие сроки надо заплатить земельный налог?

Земельный налог начисляется за каждый год и подлежит уплате до 1 декабря следующего за ним года, но только после получения соответствующего уведомления от налоговой. Уведомление направляется не позднее 1 ноября (ст.ст 52, 57, 397 НК РФ). В то же время, закон возлагает обязанность на граждан до 31 декабря года, в котором необходимо уплатить налог, сообщить в налоговую инспекцию о таких земельных участках, уведомление по которым не было получено (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Неуплата или несвоевременная уплата земельного налога может повлечь начисление пеней и штрафа в порядке ст.ст. 75, 122 НК РФ и взыскание задолженности вместе с указанными суммами через суд. Пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а штраф составляет 20 % или 40 % (в случае умышленной неуплаты) от суммы налога. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст. 397 НК РФ).

Важным фактором при уплате земельного налога является момент возникновения права собственности (или иного) на участок в течение года или его прекращение. Если права возникли до 15-го числа включительно или были прекращены после 15-го числа, то месяц их возникновения (прекращения) считается за полный месяц. Возникновение прав после 15-го числа или их прекращение до 15-го числа включительно является основанием для того, чтобы месяц возникновения (прекращения) указанных прав не учитывался при расчете налога. Обязанность по уплате налога на наследуемый участок возникает с месяца открытия наследства (п.п. 7-8 ст. 396 НК РФ).

Как проверить правильность расчета налоговой?

В налоговом уведомлении должны указываться:

  • налоговый период, за который начислен платеж;
  • кадастровый номер и место нахождения земельного участка;
  • размер налоговой базы (кадастровая стоимость участка);
  • налоговая ставка;
  • налоговые льготы;
  • сумма налога.

Кадастровая стоимость участка, с которой высчитывается налог, определяется на 1 января каждого года. По письменному запросу в Росреестр можно бесплатно получить справку о кадастровой стоимости участка на конкретную дату (ч. 13 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Изменение стоимости в текущем году не влияет на определение налоговой базы. Налоговая база может изменяться только если кадастровая стоимость изменилась в результате исправления технической ошибки Росреестра (перерасчет производится с того года, в котором была допущена ошибка), или в результате рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости (с года, когда было подано заявление о пересмотре стоимости).

Также в п. 5 ст. 391 НК РФ определены категории граждан, которые вправе уменьшить налоговую базу на 10 000 рублей. Также льготы предоставляются согласно региональному законодательству и чтобы воспользоваться ими необходимо обратиться в налоговую с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими такое право. На сайте ФНС России можно воспользоваться сервисом по предварительному расчету земельного налога физлицами. По вопросам о характеристиках земельных участков и оспаривании их кадастровой стоимости необходимо обращаться в Росреестр (Информация ФНС России от 04.03.2016 “О расчете суммы земельного налога на сайте ФНС России).

Обязательно присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, FACEBOOK, ОДНОКЛАССНИКИ.

Как облагаются налогом разные земельные участки: разъяснения налоговиков

ФНС выпустила письмо № БС-4-21/5157@ от 23.03.2018, в котором разъяснила ряд вопросов, касающихся налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога.

Отсутствие данных в ЕГРН

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

Допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления? Нет, ответила ФНС.

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления.

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок госрегистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физлица – правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК.

Читайте также:  Закон о ндфл для родителей детей инвалидов

Неиспользование земли по назначению

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3%. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

Земля под трансформаторной подстанцией

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно п. 24 ст. 1 ГрК система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 ЖК жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 г. N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

Участок ИЖС у юрлица

ФНС пояснила, что ставка не зависит от того, кому принадлежит участок – юрлицу или физлицу.

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно ч. 3 ст. 48 ГрК, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Таким образом, используемое в ГрК понятие «объект индивидуального жилищного строительства» не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физлицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство.

Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам-физическим или юридическим лицам.

Заполнение декларации при разных коэффициентах

– с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости;

– с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@, не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Скоро это недоразумение будет исправлено, ответили в ФНС.

Переданным на государственную регистрацию в Минюст приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.