Даты в акте приема передачи объектов нефинансовых активов

Даты в акте приема передачи объектов нефинансовых активов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 7 мая 2020 г. N 02-06-05/36826 Об особенностях заполнения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (далее – Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан – просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 “О Министерстве финансов Российской Федерации” Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц в вопросах применения нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности при осуществлении конкретных хозяйственных операций.

Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица федерального казенного учреждения, сообщаем, что подобные запросы следует направлять надлежащим образом оформленные на бланке учреждения с подписью уполномоченного лица.

Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ) и положениям бюджетного законодательства бюджетный учет объектов нефинансовых активов (как находящихся в оперативном управлении, так и составляющих государственную казну Российской Федерации (казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну) регламентируется федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и актами Минфина России, регулирующими ведение бюджетного учета.

Порядок отражения в бухгалтерском учете информации об объектах основных средств определен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Основные средства”, утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее – Стандарт, СГС “Основные средства”).

В соответствии с пунктом 24 СГС “Основные средства” объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) – по стоимости, отраженной в передаточных документах.

Положения СГС “Основные средства” применяются при ведении бухгалтерского учета основных средств, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (результатах операций с ними), если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Согласно пункту 29 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации на дату передачи объекта (события по изменению правообладателя). Указанные положения распространяются как на операции с объектами имущества, составляющими государственную (муниципальную) казну, так и на объекты, находящиеся (закрепляемые) на праве оперативного управления.

Согласно пункту 20 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее – СГС “Концептуальные основы”), объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов.

В соответствии с Законом N 402-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 264.1) информация об активах и обязательствах, а также об операциях, изменяющих указанные активы, подлежит обязательному отражению в бюджетном учете и бюджетной отчетности, при этом пропуск и искажение информации не допускается.

Положениями Закона N 402-ФЗ и СГС “Концептуальные основы” установлены требования к составу реквизитов, обязательных при оформлении первичных учетных документов. Согласно таким требованиям указание денежного измерения факта хозяйственной жизни (сделки) в документе, оформляющем сделку с имуществом, является обязательным.

Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы, к которым относятся органы государственной власти, устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации нормативными правовыми актами Минфина России, регулирующими единую методологию бюджетного учета (пункт 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Первичным учетным документом в целях принятия к бюджетному учету объектов нефинансовых активов при их передаче между организациями бюджетной сферы является Акт о приеме-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), форма и правила заполнения которого установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н “Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению”.

Читайте также:  Договор купли продажи недвижимости юридического лица физическому

Форма Акта о приеме-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) является унифицированной формой первичного учетного документа, применяемой организациями бюджетной сферы, и ее составление в произвольной форме бюджетным законодательством не предусмотрено.

В Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) обязательно отражается первоначальная (балансовая) стоимость объектов нефинансовых активов, вовлеченных в процесс передачи (приемки), на дату перехода права владения.

Следует отметить, что начисление амортизации на объект основных средств осуществляется передающей стороной до месяца фактической передачи указанного объекта, поскольку издание распоряжения, согласно которому осуществляется передача объекта, не является основанием для прекращения начисления амортизации. В связи с изложенным, расхождение данных о величине накопленной амортизации (данных об остаточной стоимости) в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и в распоряжении в случае возникновения временного разрыва при оформлении передачи права собственности (владения) на объект, составляющего более одного месяца, соответствует положениям нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Обращаем внимание, что передача объектов основных средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривает формирование передающей и получающей стороной бухгалтерских записей с отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей взаимосвязанных расчетов.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Обзор документа

Передача объектов основных средств между бюджетами различных уровней предусматривает формирование передающей и получающей стороной бухгалтерских записей с отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей взаимосвязанных расчетов.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов

Для чего нужен акт приема-передачи НФА

Рассматриваемый документ был введен в оборот приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н — основным нормативным актом, утвердившим использование учреждениями бюджетной системы Российской Федерации различных унифицированных бланков.

Акт приема-передачи нефинансовых активов формы 0504101 используется при фиксации перемещения соответствующих активов между различными правообладателями и пользователями:

  • в рамках передачи актива в оперативное управление учреждением либо хозяйственное ведение;
  • в рамках передачи НФА в казну;
  • в процессе изъятия актива собственником;
  • при передаче актива, используемого для финансирования уставного капитала;
  • в ходе продажи имущества организации бюджетной системы.

О том, что такое НФА, читайте здесь.

О последних изменениях в бюджетном учете и новых стандартах, которые применяются с 2020 года вы можете узнать из Обзора от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Бланк акта приема-передачи НФА: структура документа по приказу № 52н и образец заполнения

Рассматриваемый документ состоит из 2 страниц.

На первой расположены:

  • грифы «Утверждаю» — от отправителя и получателя перемещаемого актива;
  • сведения об отправителе и получателе;
  • правовое основание для перемещения НФА;
  • сведения о перемещаемых НФА;
  • краткие характеристики объектов.

На второй странице документа отражаются:

  • сведения о принятых объектах;
  • Ф. И. О., должность, подписи лица, сдавшего актив, и лица, принявшего его;
  • сведения о документах, использованных для согласования передачи НФА, регистрации прав на объект (если данные документы применялись);
  • сведения о приложениях к акту;
  • сведения о приемке актива комиссией, заключение соответствующей комиссии, подписи ее членов с расшифровкой;
  • отметки о постановке НФА на учет, о снятии объекта с учета;
  • подписи главных бухгалтеров — от учреждения, отправившего НФА, и организации, получившей актив;
  • подписи исполнителей — от соответствующих хозяйствующих субъектов.

Скачать заполненный акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов вы можете на нашем сайте по ссылке ниже:

Итоги

Перемещение НФА между учреждениями бюджетной системы удостоверяется специальным актом, который введен в оборот приказом № 52н. Здесь отражаются сведения об активе, отправителе, получателе, а также лицах, представляющих в том или ином статусе соответствующие организации.

Узнать больше о специфике учета НФА в бюджетных учреждениях вы можете из этой статьи.

Акт приема-передачи активов: порядок заполнения

М. И. Проказина, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса

С вступлением в силу Приказа № 52н существенно изменилась форма и назначение акта о приеме-передаче активов. Расскажем, в чем состоят основные новшества и особенности заполнения акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Область применения акта приема-передачи

Согласно ранее действовавшему приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) был основным документом, которым оформлялись принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств, а также их выбытие.

Актом оформлялись следующие операции:

  • включение объектов в состав основных средств и учет их ввода в эксплуатацию при их поступлении по договорам купли-продажи, дарения, приобретения за плату, в результате изготовления для собственных нужд, безвозмездного получения от учредителя, головного учреждения или обособленного подразделения;
  • выбытие из состава основных средств при передаче учредителю, головному учреждению или обособленному подразделению, другой организации, а также при продаже.

Кроме того, в зависимости от вида основных средств формы актов различались. Операции по приему-передаче зданий (сооружений), объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, объектов библиотечного фонда оформлялись другими актами.

Сейчас же приказом № 52н утверждена единая форма акта для приема-передачи всех видов основных средств, а также нематериальных и непроизведенных активов, вложений в объекты недвижимого имущества – Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Читайте также:  Для каких профессий разрабатываются должностные инструкции

Из описания формы можно заключить, что основное ее предназначение – оформление передачи нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и юрлицами иных организационно-правовых форм (иными правообладателями):

  • при закреплении права оперативного управления;
  • передаче имущества в государственную (муниципальную) казну;
  • передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса);
  • иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества.

Таким образом, согласно Приказу № 52н в обязательном порядке Акт (ф. 0504101) оформляется только при передаче государственного (муниципального) имущества между разными правообладателями внутри госсектора.

Актом (ф. 0504101) целесообразно оформить передачу имущества в случае реорганизации учреждения, ведь фактического движения объектов, как правило, не происходит и даже материально ответственное лицо может остаться прежним, а вот правообладатель меняется.

Из названия Акта (ф. 0504101) следует, что он может составляться и при приеме-передаче материальных запасов, ведь они тоже относятся к нефинансовым активам. Никаких ограничений Приказ № 52н не содержит. Операции с любыми объектами, которые имеют отношение к нефинансовым активам, могут оформляться Актом (ф. 0504101), например, вложения в нефинансовые активы.

Особенности заполнения акта приема-передачи (ф. 0504101)

Акт (ф. 0504101) можно составлять на неограниченное количество объектов. По сравнению с ранее применявшейся формой Акта (ф. 0306001) в заголовочную часть включены сведения о виде имущества (недвижимое, особо ценное движимое, иное), поскольку от него зависит объем прав по распоряжению объектами.

Гриф «Утверждено» в левой стороне формы заполняет предыдущий правообладатель, а в правой – следующий правообладатель. В форме акта нет грифа «Согласовано», он не является обязательным.

Если согласование необходимо, то его можно оформить либо грифом, либо указать дату, наименование и номер документа о согласовании в специально предусмотренной строке. Например, многие ведомства согласовывают передачу распоряжением или письмом. В таком случае в акте достаточно сделать ссылку на этот документ.

Для отражения информации о государственной регистрации права в случаях, установленных законодательством, также предназначена отдельная строка. При этом подразумевается, что у одной стороны право прекращается в тот момент, когда оно появилось у другой стороны.

Но может случиться и так, что прекращение права у передающей стороны зарегистрировано в одном периоде, а возникновение права у получателя имущества – в другом. Значит, в этой строке нужно отразить информацию из двух документов.

Передающая сторона, т. е. предыдущий правообладатель, должна приложить к акту приема-передачи копии инвентарных карточек по каждому объекту, который передается согласно этому акту. Причем, если акт составляется без электронной подписи, то инвентарные карточки прилагаются на бумажном носителе.

Данное новшество введено, чтобы исключить потерю информации об объекте. Ведь только в инвентарной карточке можно увидеть всю его историю: когда он был создан, проводилась ли реконструкция, реставрация, ремонты, переоценки, у кого он находился в собственности и др.

Передающая сторона обязана по любому объекту указать реестровый номер в реестре государственного (муниципального) имущества, даже по тем актам, которые были оформлены до вступления в силу Приказа № 52н. Помимо этого по объектам недвижимости указываются данные кадастрового учета.

Также важным новшеством является наличие в Акте (ф. 0504101) нескольких дат:

  • дата формирования акта – акт всегда формируется передающей стороной, она заполняет первый и второй разделы, предусмотренные для описания характеристик объекта;
  • дата правового основания (в шапке) – таким основанием может быть распоряжение администрации, органа по управлению имуществом;
  • дата согласования;
  • дата подписания комиссией (обычно эта дата предшествует дате согласования);
  • дата государственной регистрации права;
  • даты списания объекта и его постановки на учет.

В оформляющей части теперь проставляются отметки о снятии объекта с учета отправителем и о принятии к учету получателем.

Таким образом, поскольку Акт (ф. 0504101) был разработан специально для применения в госсекторе, в нем учтена специфика распоряжения имуществом в учреждениях, чего нельзя было сказать о ранее применявшемся всеми организациями унифицированном Акте (ф. 0306001).

Даты в акте приема передачи объектов нефинансовых активов

Далее рассмотрим подробнее порядок заполнения тех форм по учету нефинансовых активов, которые введены вновь или изменились по сравнению с ранее применявшимися формами.

Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). Является новой формой и при этом выступает в качестве основного документа, который составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (в частности, основных средств, материальных запасов), в том числе от сторонних организаций (учреждений). На основании данного документа поступившие нефинансовые активы принимаются к бухгалтерскому учету и отражаются на балансе учреждения.

В приходном ордере приводятся сведения о наименовании товара, его количестве, стоимости.

Бухгалтерия учреждения отражает корреспонденцию счетов и оформляет отметку о принятии к учету и оприходовании материальных запасов (материальных ценностей).

При наличии количественного и (или) качественного расхождения, а также несоответствия ассортимента принимаемых материальных ценностей сопроводительным документам отправителя (поставщика) комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов составляет акт приемки материалов (ф. 0504220), который является правовым основанием для предъявления претензии отправителю (поставщику).

Акт о приеме-передаче объекта нефинансовых активов (ф. 0504101). Данный документ также может применяться для оформления поступления нефинансового актива при его приобретении при условии, что это установлено учетной политикой учреждения.

По общим правилам данный акт оформляется в следующих случаях:

  • при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения);
  • при передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в том числе при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения);
  • при передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса);
  • при иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества. При этом учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения указанного акта при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов.
Читайте также:  Закон рф о принятии наследства после смерти

Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) включает в себя положения, ранее содержавшиеся в актах о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Теперь не нужно составлять отдельные акты на разные виды нефинансовых активов, поскольку акт о приеме-передаче (ф. 0504101) оформляется при совершении операций по приемке (передаче) любых нефинансовых активов, в том числе вложений в объекты недвижимого имущества, а также групп объектов нефинансовых активов.

Акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220). Акт (ф. 0504220) заменил ранее применявшийся учреждениями акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Несмотря на иную структуру и номер формы акта, его предназначение практически не изменилось. Таковой по-прежнему составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов при приемке материалов (материальных ценностей) в случае наличия количественного и (или) качественного расхождения, а также несоответствия ассортимента принимаемых материальных ценностей сопроводительным документам отправителя (поставщика). Такой акт служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету материалов (материальных ценностей).

В случае если материалы (материальные ценности) поступают без документов, акт (ф. 0504220) является юридическим основанием для предъявления претензии отправителю (поставщику).

Акт (ф. 0504220) составляется в двух экземплярах членами комиссии по поступлению и выбытию активов с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и других сопроводительных документов) по одному экземпляру передают в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей и в соответствующее структурное подразделение для направления претензионного письма поставщику.

Стоит отметить, что в разд. 9 «Результат приемки груза» графа 3 «Номер паспорта» акта (ф. 0504220) заполняется в случаях расхождений при поступлении материальных ценностей, содержащих драгоценные материалы (металлы, камни).

Акт (ф. 0504220), в отличие от старого акта, может быть оформлен в отношении не только материальных запасов, но и иных материальных ценностей.

Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). Акт (ф. 0504103) применяется для отражения в бухгалтерском учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, реконструкции, модернизации. Данная форма используется вместо прежней (ф. 0306002) с аналогичным названием.

В новую форму дополнительно необходимо включать сведения о реквизитах заключаемых договоров и сроках проведения работ. В остальном структура и применение акта практически не изменились.

Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт (ф. 0504103) составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается компании, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Оформленный акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. После этого акт утверждается руководителем учреждения или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Стоит отметить, что новый акт (ф. 0504103) разрешается применять при оформлении модернизации нематериальных активов, если это закреплено учетной политикой учреждения.

Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206). Карточка (книга) (ф. 0504206) является абсолютно новым документом, не имевшим аналогов ранее.

Применяется такая карточка для учета имущества, которое выдается в личное пользование работнику (служащему) при исполнении им служебных обязанностей.

Напомним, что согласно п. 385 Инструкции N 157н lt;2gt; имущество, выданное учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, списывается с баланса и учитывается на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Основанием для отражения таких операций в бухгалтерском учете служит карточка (книга) (ф. 0504206).

В этой карточке регистрируется выданное в пользование имущество по наименованиям, отраженным в графе 1, с указанием нормы выдачи, нормативного срока использования (при наличии), количества выданных материальных ценностей. При возврате имущества регистрируется количество сданного имущества по наименованиям, отраженным в графе 1, с указанием количества возвращенного (сданного) имущества, даты возврата и подписи лица, которое приняло сданное работником (служащим) имущество.

Заключение

В данной статье рассмотрены те формы первичных учетных документов, которые используются для оформления операций, связанных с движением нефинансовых активов. Учреждениям следует применять такие документы по унифицированным формам, утвержденным Приказом N 52н. Данный Приказ вступил в силу 19 июня 2015 г.

У большинства документов по учету нефинансовых активов, по сравнению с ранее применявшимися документами, изменен номер и скорректировано название. У некоторых уточнен и порядок применения. Как правило, такие уточнения связаны с тем, что теперь новые формы укрупнены и более функциональны. Например, если раньше документы были разработаны только в отношении основных средств (материалов), то теперь аналогичные по смыслу документы применяются в отношении объектов нефинансовых активов (материальных ценностей).

Также введены и дополнительные первичные документы, аналогов которым ранее не было. К ним относятся карточка (книга) (ф. 0504206) и приходный ордер (ф. 0504207).