Статус беженцев и лиц, получивших политическое убежище в Российской Федерации

Статус беженцев и лиц, получивших политическое убежище в Российской Федерации

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации. Кроме того, лица, получившие статус беженца, имеют право на содействие в оформлении документов для въезда на территорию России в случае их нахождения вне ее пределов. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливается, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае необходимости сотрудники представительства Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом оказывают лицам, признанным в официальном порядке беженцами, необходимую помощь в оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию.

Лицам, получившим статус беженца, оказывается содействие в обеспечении проезда и провоза багажа от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания. Это право реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания». Беженцы имеют право на медицинскую и лекарственную помощь.

Лица, получившие статус беженца, имеют право на получение социальной помощи со стороны государства. По сравнению с вынужденными переселенцами объем их прав несколько ограничен в связи с тем, что они не являются гражданами Российской Федерации. Тем не менее в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов для них предусмотрены определенные меры социальной помощи и поддержки. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1996 г. N 162-ФЗ) беженцам так же, как и гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка Собрание законодательства РФ. 1995 г. №21 Ст.1929, 1997№ 1 ст. 3..

В случае признания иммигранта беженцем в Российской Федерации ФМС России и ее территориальные органы совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают ему содействие в расселении и адаптации.

При расселении и адаптации учитываются особенности беженца (этнические, социально – психологические и другие), а также экономические возможности принимающих субъектов Российской Федерации.

Беженцу при расселении определяется место жительства и предоставляется жилое помещение из специального жилищного фонда, которым он может пользоваться только в период действия статуса беженца в Российской Федерации. При этом на семью выделяется лишь одно жилое помещение.

Помимо прав за беженцами закрепляется целый ряд обязанностей. Некоторые из этих обязанностей распространяются на них в силу их пребывания на территории России, пользования ее зашитой и покровительством. Так, обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство распространяется на всех граждан Российской Федерации, в том числе и вынужденных переселенцев, а также беженцев. Вместе с тем существуют и специфические обязанности, предусмотренные только для данной категории лиц.

Так, при перемене беженцем места пребывания он обязан сняться с учета в ФМС России или в соответствующем территориальном органе, к которому он был прикреплен, и в семидневный срок после переезда (исключая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальный орган ФМС России по новому месту жительства.

Постановка на учет ФМС России или ее территориальным органом является основанием для регистрации беженца в органах внутренних дел по месту его пребывания.

В случае необходимости для поездок беженца за пределы Российской Федерации ФМС России оформляет ему проездной документ беженца установленного образца. За выдачу проездного документа с беженца взимаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственная пошлина и оплата стоимости бланков в размерах, равных оплате при получении заграничного паспорта.

В Российской Федерации каждый человек, преследуемый за убеждения, имеет право на политическое убежище и пользоваться этим убежищем. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права.

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст.63). Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003г. утвеждено положение о порядке предоставления политического убежища.

В соответствии с пунктом 17 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746 утверждены следующие формы документов для предоставления политического убежища: Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3601; 2003, №49, ст. 4755.

  • 1. Ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
  • 2. Справки о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища .
  • 3. Свидетельства о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища.
Читайте также:  Завещание на квартиру плюсы и минусы налоги

Исполнение положения возложено на руководителей подразделений по делам миграции министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации Приказ от 2 ноября 2004 г. N 703 «Об утверждении форм документов для предоставления Российской Федерацией политического убежища»..

С предоставлением политического убежища тесно связан вопрос об экстрадиции, т. е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстрадиции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории данного государства, укрывается в другом государстве. Но в России Конституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин Российской Федерации не может быть… выдан другому государству». Не допускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ч. 2 ст. 63 КРФ).

Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, которое требует выдачи, так и государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступности»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения, за исключением случаев когда совершенное лицом преступление влечет смертную казнь.

Допускается передача лица, осужденного в Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при определенных условиях отказ иностранному государству в выдаче осужденного для отбывания наказания а этом государстве.

Правовой статус беженцев и лиц, получивших в РФ политическое убежище

По действующему российскому законодательству беженцем является лицо, не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ и при этом вынужденное (или намеревающееся) покинуть постоянное место жительства на территории другого государства из-за совершения в отношении его насилия или преследования либо реальной опасности подвергнуться такому насилию. Словом, беженцы – это лица, бежавшие с территории какого-либо государства от насилия. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ. Правовой статус беженцев в РФ регулируется Законом от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» (в редакции Федерального закона от 23 мая 1997 г.), принятым вследствие присоединения России к Конвенции о беженцах 1951 г.

Признание лица беженцем сопровождается следующими процедурами:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, обращается с ходатайством в следующие инстанции: 1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ государства своей гражданской принадлежности; 2) в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии – орган пограничного контроля на государственной границе РФ; 3) в территориальный орган по миграционной службе при вынужденном незаконном пересечении государственной границы. При этом обращение должно последовать в течение суток со дня пересечения государственной границы РФ; 4) в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ.

При наличии предусмотренных законом оснований лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства по существу. В частности, основаниями отказа являются возбуждение в отношении ходатайствующего лица уголовного дела за совершение преступления на территории РФ; прибытие лица из иностранного государства, на территории которого оно имело возможность быть признанным беженцем; в случае, если лицо отказывается сообщить сведения о себе; если лицо состоит в браке с гражданином (гражданкой) РФ и в соответствии с российским законодательством может получить разрешение на постоянное проживание на территории РФ и др. При отсутствии таких оснований ходатайство лица рассматривается по существу в следующем порядке: 1) в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, – федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе в течение 2 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; 2) в отношении лица, находящегося в центре временного размещения, – территориальным органом миграционной службы в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. В необходимых случаях срок рассмотрения ходатайства может быть продлен, но не более чем на 3 месяца. Лицу, признанному беженцем и достигшему 18 лет, выдается удостоверение установленного образца – документ, удостоверяющий личность беженца (прибывших с ним членов семьи) в РФ и дающий ему (им) право находиться на территории РФ на законном основании.

При этом беженцем лицо признается на срок до 3 лет. Лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина РФ; на беженцев распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, устанавливаемым для вынужденных переселенцев. Им предоставляется возможность в 3-месячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники при условии их согласия. На беженцев распространяются льготные условия приобретения российского гражданства. Законом предусмотрены гарантии прав беженцев: беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул; решения и действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющие права беженца, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд. Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, выехало на постоянное место жительства за пределы РФ, умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем.

Политическое убежище в РФ

Оно предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, неквалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение. В конституционно-правовом смысле предоставление политического убежища означает: разрешение на въезд в данное государство; пребывание на территории государства; гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства. Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. N 746, которым утверждено соответствующее Положение. Положение устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, нормам международного права. В соответствии с Положением политическое убежище не может быть предоставлено лицу: а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Читайте также:  Запрет на регистрационные действия автомобиля судебными приставами срок

В соответствии с Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или постоянного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания. Решение о предоставлении политического убежища принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, органы внутренних дел выдают вид на жительство. Указом Президента лицо может быть лишено предоставленного ему в РФ политического убежища по следующим основаниям: а) по соображениям государственной безопасности; б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций; в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»).

Правовой статус беженца регламентируется ст. 8 этого же Закона. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право:

  • 1) на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с указанной статьей;
  • 2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне ее пределов;
  • 3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;
  • 4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания;
  • 5) полицейскую охрану в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
  • 6) пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения;
  • 7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 10) социальную защиту наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 11) получение содействия в устройстве детей в дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 12) содействие МВД России в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности;
  • 13) обращение в территориальные органы МВД России по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории РФ данных лиц;
  • 14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства Российской Федерации;
  • 15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности;
  • 17) выезд на место жительства в иностранное государство.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи

  • 1) соблюдать Конституцию РФ, другие нормативные правовые акты;
  • 2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное МВД России;
  • 3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
  • 4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган МВД России, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории РФ;
  • 5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ;
  • 6) сняться с миграционного учета при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на миграционный учет;
  • 7) проходить ежегодный миграционный переучет.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Правовой статус вынужденного переселенца регламентируется ст. 6 того же Закона.

Вынужденный переселенец имеет право:

  • 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ;
  • 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • 3) на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания.
Читайте также:  Вред мультиварки для здоровья человека

Вынужденный переселенец обязан:

  • 1) соблюдать Конституцию РФ и законы;
  • 2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • 3) при перемене места жительства перед выездом сняться с миграционного учета и в течение одного месяца встать на миграционный учет;
  • 4) проходить ежегодный миграционный переучет.

Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища

Порядок представления политического убежища предусмотрен Положением о порядке предоставления политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

Рекомендованная литература

Багмет, А. М. Конституционное право России. Схемы и определения : учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. М. Багмет, Е. А. Сунцова ; под ред. А. И. Бастрыкина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — С. 75—80.

Пуховской, Д. А. Понятие «иностранец» в правоотношениях в России XVII — начала XX века / Д. А. Пуховской // История государства и права. — 2010. — № 11. — С. 7—9.

Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С. М. Шахрай. — 4-е изд., изм. и доп. — М. : Статут, 2017. — С. 211—219.

Чем отличается статус беженца от статуса временного убежища

Я гражданка украины прибыла на територию россии меня интересует что делать дальше если я хочу остатся жить здесь и мне не понятно Чем отличается статус беженца от статуса временного убежища

    Беженцы в России, статус беженца, временное убежище
  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 2782 ответа
  • 707 отзывов

Здравствуйте, основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах». В соответствии с положениями с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения ФМС России.Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие ТО ФМС России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях ФМС России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в ТО ФМС России. Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.Статус беженца предоставляется сроком до трех лет. Ежегодно беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о продлении статуса либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в ФМС России либо в Суд. Жалобы на решения ТО ФМС России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения ТО ФМС России по ходатайствам заявитель защищен от высылки.Предоставление временного убежищаВ соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище — это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в ТО ФМС России.При приеме заявления лицу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации, которая дает право заявителю право на пребывание на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления. Срок рассмотрения заявления — до трех месяцев. Решение по заявлению принимает ТО ФМС России. При положительном решении выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Отрицательное решение может быть обжаловано в общем порядке. Временное убежище предоставляется на один год и может продлеваться ежегодно на 12 месяцев. При определенных условиях, лицо может утратить или лишиться временного убежища. ФМС России имеет три Центра временного размещения лиц, ищущих убежище в Российской Федерации, общей емкостью 180 мест.Лица, ищущие убежище в Российской Федерации, получившие статус беженца, политическое или временное убежище в Российской Федерации имеют доступ на внутренний рынок труда. Они могут работать без получения специального разрешения.