Допрос свидетеля в налоговой: что важно и нужно знать

Допрос свидетеля в налоговой: что важно и нужно знать

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 17.12.2018.

Инспекторы при проведении налоговых проверок активно используют такую форму налогового контроля, как допрос свидетеля. Результаты допросов, оформленные с соблюдением процедуры, в совокупности с другой информацией и документами служат доказательством по делам о налоговых правонарушениях.

При получении повестки о вызове на допрос возникает множество вопросов. Изучив нормы законодательства, судебную практику и позиции ФНС и Минфина, мы постараемся ответить на основные из них.

Я ничего не знаю. Зачем меня вызвали?

Для дачи показаний может быть приглашено любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Данную вероятность инспекторы оценивают самостоятельно и не должны доказывать.

Как отметил Приморский краевой суд, само по себе несогласие с вызовом на допрос в качестве свидетеля не говорит о том, что права физлица нарушены.

Кроме того, суды указывают, что зачитывать поставленные перед свидетелем вопросы, а также разъяснять их в обязанности должностного лица, осуществляющего допрос свидетеля, не входит. Физлицо не лишено права задать уточняющие вопросы, если у него есть какие-либо сомнения, или попросить разъяснить суть того или иного вопроса.

Могут ли меня допрашивать?

НК РФ определил две категории физлиц, которых нельзя допрашивать:

1) лица, которые не могут правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. К ним относятся дети в возрасте до 14 лет, глухие, слепые, глухонемые, психически нездоровые лица;

2) лица, которые получили сведения, важные для налоговой проверки, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей. Данные сведения составляют профессиональную тайну. К таким лицам можно отнести адвокатов, аудиторов, нотариусов, врачей, священников.

Все остальные физлица могут быть допрошены. Если же вы относитесь к любой из перечисленных выше категорий лиц, то перед началом допроса нужно сообщить об этом инспектору.

Если я не приду на допрос или откажусь отвечать на вопросы, грозит ли мне какая-либо ответственность?

Налоговая ответственность в виде штрафа предусмотрена за следующие нарушения:

неявку или уклонение от явки без уважительных причин – 1 тыс. руб.;

неправомерный отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний – 3 тыс. руб.

ФНС разъяснила, что административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Можно ли передоверить явку на допрос другому лицу? Допускается ли, чтобы при допросе присутствовал юрист организации?

НК РФ устанавливает, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя.

ФНС отметила, что физлицо имеет право воспользоваться юридической помощью при допросе, но не заменять себя на иное лицо, в том числе на представителя по доверенности. Допрос представителя (адвоката) вместо свидетеля недопустим, даже если у него будет доверенность с такими полномочиями.

Минфин же дополнительно указал, что ст. 90 “Участие свидетеля” НК РФ не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей.

Повестку я не получал, о вызове не знал. Могут ли меня оштрафовать?

На практике налоговики привлекают к ответственности, только если у них есть доказательства получения физлицом повестки. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения служит обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности.

Если повестка направлена заказным письмом с уведомлением о вручении, то документом, подтверждающим ее получение, является уведомление о вручении почтового отправления с подписью получившего ее лица.

Однако в судебной практике была ситуация, когда суд признал правомерным наложение штрафа при отсутствии доказательств вручения повестки. Он исходил из следующего: повестка не была получена ввиду того, что физлицо не представило сведения об изменении своего места жительства в орган регистрационного учета. В связи с этим налоговики правомерно направляли корреспонденцию по месту его регистрации. А по НК РФ направленное по почте заказное письмо считается полученным на шестой день.

Какие причины неявки могут быть уважительными?

НК РФ не определяет, какие именно причины являются уважительными.

Московский городской суд указал, что они сформулированы в п. 4 ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях.

Суды признают неуважительными следующие причины неявки физлица на допрос:

уведомление о вызове не содержит указаний на проводимое мероприятие налогового контроля;

лицо, подписавшее уведомление о вызове, не включено в состав группы, осуществляющей меры налогового контроля;

физлицо было вызвано на допрос в налоговый орган, где не состоит на учете. В данной инспекции зарегистрирована организация, руководителем которой физлицо было ранее;

в повестке не было указания на то, по какому делу вызывалось физлицо, отсутствовал номер дела, не было обозначено лицо, в отношении которого заведено дело;

физлицо находилось в командировке;

физлицо не может пояснить какие-либо обстоятельства;

объяснения в качестве свидетеля уже были даны ранее;

в повестке отсутствует конкретное указание на проводимое мероприятие налогового контроля, сама повестка не соответствует установленной форме.

Могу ли я отказаться давать показания на основании ст. 51 Конституции?

По мнению ФНС, физлицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ. Так, согласно ст. 51 Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определен федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки).

Заявление в любой форме (письменное либо устное) о нежелании дать показания в целом по делу или по отдельным его эпизодам признается неправомерным отказом от дачи показаний.

Исходя из сложившейся практики, можно заключить, что суды признают правомерным наложение штрафа в ситуации, когда свидетель отказывается отвечать абсолютно на все вопросы.

Например, Нижегородский областной суд рассматривал дело, где вызванный на допрос главбух отказался дать показания по всем вопросам касательно финансово-хозяйственной деятельности организации. Суд решил, что отказ отвечать на все вопросы свидетельствует не о нежелании разглашать информацию, которая затрагивает права и законные интересы физлица, а о намерении любым способом помешать налоговому органу установить фактические обстоятельства дела.

В другом деле, которое разбирал Псковский областной суд, инспекция наложила штраф за отказ от дачи показаний. Физлицо было вызвано на допрос в рамках выездной проверки за период, когда оно было директором. Суд также отметил, что свидетельские показания не влияют на законные права и интересы физлица, поскольку связаны с финансово-экономической деятельностью организации.

Читайте также:  Как соотносятся статус беженцев и лиц получивших политическое убежище

Отказ от дачи показаний абсолютно по всем вопросам независимо от их сути представляется неправомерным. К такому выводу пришли Омский областной суд, Красноярский краевой суд, Свердловский областной суд.

С судами согласна и ФНС. Так, она оставила жалобу физлица без удовлетворения, рассмотрев следующую ситуацию. Допрашиваемый, будучи акционером банка, отказался отвечать на все поставленные перед ним вопросы независимо от их сути, в том числе на те, ответы на которые позволяют оценить характер финансово-хозяйственных правоотношений банка, их экономическую обоснованность и определить действительный размер налоговых обязательств.

Суды признают неправомерным отказ от дачи показаний на вопросы, которые:

относятся к хозяйственной деятельности юрлица;

касаются выполнения трудовых обязанностей и того, каким образом физлицо получило свою должность;

затрагивают исключительно профессиональную деятельность физлица (должностные обязанности и должность, порядок ведения бухучета и работы с наличностью организации);

относятся к созданию и ликвидации юрлица.

Свердловский областной суд решил, что не затрагивают законные права и интересы физлица следующие вопросы:

о финансово-хозяйственных отношениях общества с контрагентом, с которым заключены договоры поставки;

Вызывают на допрос

На протяжении последних нескольких лет налоговые органы активно используют свидетельские показания для предъявления претензий налого плательщикам. Руководители многих организаций уже сталкивались с вызовами на допрос в инспекцию. Многим это только предстоит. Основные правила допроса свидетелей весьма коротко изложены в статье 90 НК РФ. В связи с лаконичностью положений закона возникает много вопросов о порядке его применения. Например, когда руководитель организации может быть вызван на допрос в налоговый орган?

Основанием для вызова на допрос руководителя чаще всего является проведение в отношении возглавляемой им организации камеральной или выездной налоговой проверки. Помимо этого вызов на допрос может быть направлен и тогда, когда проводится налоговая проверка контр агента организации. НК РФ не ограничивает число допросов одного и того же лица в рамках одной налоговой проверки, таким образом, вопрос о количестве вызовов остается на усмотрении налогового органа.

Вызов на допрос может быть направлен лицу и после окончания налоговой проверки. Законные основания для такого вызова имеются, если руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки счел их недостаточными для вывода о том, совершил ли налогоплательщик правонарушение. В связи с чем для получения дополнительных доказательств на основании п. 6 ст. 101 НК РФ вынесено решение о проведении добавочных мероприятий налогового контроля. Во всех остальных случаях, когда в отношении организации или ее контрагента мероприятий налогового контроля не проводится, основания для вызова свидетеля у налогового органа отсутствуют.

Порядок вызова свидетеля в налоговый орган статья 90 НК РФ не регламентирует. Форма вызова свидетеля на допрос не определена и в ведомственных нормативных актах. Вместе с тем сложившаяся практика говорит о том, что вызов свидетеля на допрос производится путем вручения ему повестки или иного уведомления, в котором указано, куда и когда вызывается определенное лицо для дачи свидетельских показаний. О применении этого подхода свидетельствуют, в частности, постановления ФАС ЗСО от 5 мая 2010 г. по делу N А70-8124/2009 и ФАС МО от 1 сентября 2008 г. N КА-А40/7894-08. Таким образом, явиться на допрос необходимо только в случае надлежащего уведомления о вызове, которое считается состоявшимся после вручения повестки или иного документа аналогичного содержания.

НК РФ не предусматривает возможность принудительного привода свидетеля в налоговый орган для дачи показаний. При этом неявка или уклонение от явки на допрос без уважительных причин образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 128 НК РФ. За игнорирование повестки положен штраф в размере 1000 рублей. В отсутствие доказательств вручения повестки лицо не может быть привлечено к ответственности за неявку или уклонение от явки на допрос, поскольку невозможно подтвердить, что оно было осведомлено о вызове.

Проводить допрос свидетеля уполномочены должностные лица налогового органа. В то же время при проведении выездной налоговой проверки в состав проверяющих могут быть включены сотрудники органов внутренних дел. Такая возможность установлена пунктами 2, 4, 8, 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении налоговых проверок, утвержденной совместным Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37. Сотрудник органов внутренних дел, включенный в состав проверяющих, должен быть указан в решении инспекции о проведении проверки. При соблюдении этого порядка сотрудники полиции вправе проводить допросы свидетелей в рамках налоговой проверки. Это зафиксировано и в судебной практике (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2010 г. N 09АП-2709/2010-АК, от 22 марта 2010 г. N 09АП-3290/2010-АК). В отличие от выездных налоговых проверок камеральные проверки должны проводиться только силами сотрудников инспекции.

Вопрос, мучающий многих: вправе ли руководитель организации отказаться от дачи свидетельских показаний? Пункт 3 ст. 90 НК РФ указывает на право лица отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. При этом положения законодательства, устанавливающие право на такой отказ, в НК РФ в отличие от других процессуальных законов (УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ) не конкретизируются. В данной ситуации необходимо помнить о наличии нормы прямого действия, содержащейся в статье 51 Конституции, которая гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Возникает ли у руководителя организации возможность свидетельствовать против себя при его допросе в качестве свидетеля в рамках ст. 90 НК РФ? Исходя из положений НК РФ, к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога привлекается организация, а не возглавляющее ее лицо. В то же время на основании ст. 199 НК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере, образует состав уголовного преступления, ответственность за совершение которого несет руководитель организации. Так что имеется потенциальная возможность использования показаний руководителя против него самого.

Таким образом, отказ руководителя организации от дачи свидетельских показаний со ссылкой на Конституцию является правомерным, что исключает возможность взыскания с него штрафа по ст. 128 НК РФ. Чтобы исключить предъявление претензий со стороны налогового органа, отказ должен быть отражен в протоколе допроса. Если должностное лицо налогового органа отказывается произвести такую запись, это необходимо изложить в своих замечаниях на протокол.

Читайте также:  Закон о кредитной амнистии 2021 когда вступит в силу

Частью 1 ст. 48 Конституции каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Руководствуясь данной нормой прямого действия, руководитель вправе прийти на допрос с адвокатом или иным лицом, приглашенным для оказания юридической помощи. Поскольку юридическая помощь будет оказываться не организации, а ее руководителю как физическому лицу, для подтверждения полномочий представителя потребуется доверенность в нотариальной форме. Отказ в допуске адвоката или иного представителя свидетеля к производству допроса необходимо отразить в протоколе допроса.

Напоследок ряд рекомендаций о содержании самих свидетельских показаний. Сообщать необходимо только о фактах объективной действительности, непосредственно воспринятых. Никаких умозаключений и оценочных суждений делать не нужно. Отвечать нужно на поставленный вопрос, не говоря больше, чем спрашивают. Ответы “не знаю” и “не помню” допустимы, особенно если они дополнены ссылками на те обстоятельства, что это не входило в круг ваших обязанностей или вы затрудняетесь вспомнить по происшествии длительного периода времени. После допроса прочтите протокол и в специальном разделе о замечаниях укажите все расхождения между данными ответами и тем, как они изложены в протоколе.

Допрос в налоговой: как правильно себя вести

Обзоры КонсультантПлюс

Допрос в налоговой инспекции — это процедура выявления нарушений компанией НК РФ и сбора доказательств, чтобы привлечь ее к ответственности.

Допросы являются если не основным, то одним из важнейших элементов доказательственной базы в рамках мероприятий налогового контроля. Допрос в рамках налоговой проверки, регламентированный статьей 90 НК РФ, для людей далеких от налогового законодательства, до сих пор является чем-то непонятным и вызывающим неприятные ассоциации с «суровыми» допросами в полиции.

Автор — бывший налоговый инспектор, неоднократно участвовавший в проведении допросов самых разных лиц (от номиналов-бомжей до владельцев заводов, газет и пароходов), рассказал, имеет ли право налоговая вызывать на допрос, и о о недоработках должностных лиц, и процессуальных деталях, которым стоит уделено особое внимание.

Указанная информация во многом применима только для выездных проверок (далее — ВНП), но изложенные наработки можно попробовать и в рамках камеральных проверок. Информация строится исключительно на личном опыте и знании, как вести себя на допросе в налоговой, и может отличаться от красивой теории и разношерстной судебной практики.

Путеводитель КонсультантПлюс: порядок допроса в рамках налогового контроля

Получите бесплатный доступ к инструкции, чтобы подготовиться ко встрече с налоговиками.

Правила вызова

Итак, единственное основание для вызова на допрос в налоговую граждан в рамках мероприятий налогового контроля — ТОЛЬКО повестка налогового органа. Остальные способы вызова (по телефону или мессенджерам, например) применяются налоговиками исключительно для упрощения своей деятельности и во избежание лишней работы. Если вам названивают по телефону и настойчиво просят явиться — можете смело игнорировать указанные просьбы, это не будет расценено как неявка на допрос в налоговую, либо согласиться, дождаться назначенного дня, позвонить за 5 минут до его начала и клятвенно заверить, что приду попозже — когда, пока сам не знаю.

Бывает еще так, что тех, кого хотят пригласить на допрос в налоговой в качестве свидетеля, караулят прямо возле квартир, домов, в подъездах. В таком случае опять же, если с вами настойчиво хотят поговорить проверяющие, спокойно говорим, что сейчас «не до вас» и оставляем незваных гостей за дверью. Хватать вас за руки, применять приемы борьбы, а уж тем более ломиться в вашу квартиру никто не будет.

Как вести себя

Предположим, что вы все-таки оказались на допросе в инспекции (в силу определенной необходимости или стечения обстоятельств). Перед этим надо понять три простые вещи:

  1. Налоговики — не сотрудники полиции, давить они вправе максимум психологически, причем делать это грамотно умеют единицы.
  2. Уголовная ответственность за дачу ложных показаний в рамках мероприятий по ст. 90 НК РФ не применяется.
  3. Вы изначально находитесь на их территории и, по их логике, должны следовать их правилам, но ничто не мешает вам вести себя так, как вы считаете нужным.

Психологически вы должны относиться к допросу в налоговой максимально спокойно, по сути, это лишь беседа с определенным уровнем формальности. В ней участвует как минимум один инспектор, проводящий проверку, и нередко присутствует сотрудник правового отдела инспекции. Многие ли из вас обратили внимание на то, что инспектор участвует, а юрист присутствует? Нет? А зря.

Условия проведения: запись, присутствие других лиц

Дело в том, что в соответствии с положениями статьи 89 НК РФ, проводить контрольные мероприятия в рамках ВНП вправе только лица, включенные в решение о проведении выездной налоговой проверки. Таким образом, все вопросы на допросе в налоговой инспекции руководителя задаются только инспектором; если юрист инспекции начинает «грузить» вас вопросами, прямо говорите, что вы пришли сюда разговаривать не с ним, а с инспектором. Кроме того, все заданные юристом вопросы необходимо отметить в замечаниях к протоколу и оставить комментарий, что они заданы ненадлежащим лицом.

Во время допроса директора в налоговой (и любого другого сотрудника) может проводиться аудио-, видеозапись. Она, в случаях, описанных выше, способна и сыграть в вашу пользу, и обернуться против вас. Так, например, многие любят приводить с собой представителей — «суфлеров» (которые помогают дать ответ на «позабытые» обстоятельства). Явка с представителем сама по себе является очень болезненным моментом для налоговиков. Представителей под любыми предлогами стараются удалить.

Если вашего представителя начинают выгонять на том основании, что у него нет нужной доверенности, то встаем и прощаемся с проверяющими. Прямо говорим: вы нарушаете мое законное право на присутствие компетентного специалиста, а без него я с вами говорить не желаю. Опасаясь потери хоть каких-нибудь свидетельских показаний, налоговики обязательно пойдут вам на уступки.

Однако если на все вопросы дает ответы по большей части «суфлер» и это зафиксировано средствами аудио- и видеофиксации, то к таким показаниям, говоря судебным языком, можно «отнестись критически» и считать их необъективными.

При этом хотелось бы отметить, что если мероприятие проводится в кабинете инспекции, где работают другие сотрудники, попросите инспектора вписать абсолютно всех присутствующих: указанные лица фактически присутствуют при проведении проверки и должны быть вписаны в протокол допроса в налоговой. Это делается, чтобы рассеять внимание инспектора и увеличить процент ошибок, которые могут быть допущены инспектором при составлении протокола.

Читайте также:  Заявление на сдачу прав после лишения

Очень часто из-за стресса (да, инспекторы тоже люди) налоговики забывают проставить дату и время окончания мероприятия — этим надо пользоваться(!) и стараться максимально ускорять проверяющих (пускай они играют по вашим правилам).

В арбитражной практике встречается точка зрения, согласно которой протоколы допроса свидетеля в налоговой инспекции не являются допустимыми доказательствами по делу, если оформлены с нарушением пп. 3 п. 2 ст. 99 НК РФ и в них не указано время начала и окончания мероприятия.

Как отвечать на вопросы

Если в чем-то не уверены — забудьте про такие слова как «не знаю, не помню». Вы всегда должны говорить что «в силу давности прошедшего времени, на текущий момент ответить исчерпывающе на ваш вопрос я затрудняюсь. Но при необходимости могу представить все интересующие документы/пояснения по данному вопросу».

Зачастую проверяющие любят идти на различные уловки, например, очень хитро извращая содержание вопросов. Так, инспектор может устно задать вопрос вроде «Известны ли вам обстоятельства заключения сделки с контрагентом «”Ромашка”?», но полученный ответ о том, что допрашиваемый «этого не помнит», впишут в вопрос «Известна ли вам организация ООО «”Ромашка”?».

Подлость данного метода заключается в том, что по прошествии 50–70 вопросов, задаваемых на допросе в налоговой, допрашиваемый забудет изначальный смысл поставленного вопроса и не заметит подмены. В связи с этим, целесообразно требовать от инспектора распечатывать каждую страницу с показаниями и оценивать вопросы непосредственно в ходе проведения контрольного мероприятия, а не после, чтобы не оказаться в дураках. Либо очень внимательно вчитываться в протокол по его окончании.

Составление протокола

Если протокол заполняется инспектором от руки, обязательно проставляйте прочерки там, где после свидетельских показаний, например, полученных при допросе сотрудников в налоговой, остаются свободные поля. Таким образом вы спасете себя от бурной фантазии хитрого инспектора, который допишет все, что ему нужно

Важнейшая часть протокола допроса — это раздел замечаний к протоколу. Налоговики боятся указанного раздела как огня и все замечания обычно стараются учитывать в реальном времени, лишь бы в указанный раздел не было вписано чего лишнего.

Я же рекомендую не играть по их правилам.

В этот раздел необходимо писать все, что вам не понравилось и что необходимо учитывать:

  • что в ходе встречи вам грубили и разговаривали некорректно (при условии, что это было);
  • не ознакомили с правами (очень часто забывают ознакомить с правами по статье 90 НК РФ);
  • вопросы задавались ненадлежащими сотрудниками инспекции;
  • проверяющие заранее не предупредили, в отношении кого будут заданы вопросы, в связи с чем объективно невозможно было исчерпывающе ответить на поставленные вопросы.

Обязательно попросите всех присутствующих расписаться под вашими замечаниями, после чего поставьте прочерки в свободных полях замечаний и обязательно получите копию протокола.

При этом если после получения копии протокола инспектор попытается вручить вам новую копию (по причине исправления обнаруженной ошибки или описки), рекомендуется проверить, что «нового» дописал инспектор. Если в первой копии отсутствуют такие реквизиты протокола, как дата мероприятия, его место, время и начала окончания, и исправлены сведения о лице, проводившем допрос, а в «новой» копии все это есть то такую «новую» копию следует оставить на память инспектору.

Благодарим редакцию канала «Налоги без Пи» за разрешение разместить текст на портале ППТ.

Может ли свидетель не ходить на допрос в ИФНС, если в повестке не указано, о каком налогоплательщике будут спрашивать?

Налоговые инспекторы не обязаны при вызове свидетеля на допрос сообщать наименование проверяемой организации. Если свидетель проигнорирует вызов лишь на том основании, что в повестке не указано, о ком конкретно пойдет речь на допросе, налоговики вправе оштрафовать его на основании статьи 128 НК РФ. Такой вывод следует из решения ФНС России от 05.12.18 № СА-2-9/1927@, опубликованного на сайте налогового ведомства.

В решении описана следующая ситуация. Гражданин (пенсионер) получил повестку о вызове его на допрос в качестве свидетеля «для дачи пояснений в рамках проведения мероприятий налогового контроля». Гражданин в назначенное время в инспекцию не явился. За это он был привлечен к ответственности на основании статьи 128 НК РФ. Согласно указанной норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля влечет штраф в размере 1 000 рублей.

Налогоплательщик обратился в ФНС с жалобой на действия налоговой инспекции. По мнению заявителя, спорная повестка составлена безграмотно, так как в ней не было указано конкретное дело, по которому его вызывают. Гражданин письменно и устно сообщал инспекторам о готовности явиться на допрос при условии, если ему направят повестку с указанием конкретной причины.

Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки и наличие дисквалифицированных лиц

Однако Федеральная налоговая служба отказалась поддержать физлицо, указав на следующее. Налоговые органы вправе вызывать в инспекцию налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, за исключением:

  • лиц, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лиц, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор).

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ).

При этом Налоговым кодексом не предусмотрено при направлении повестки и вызове свидетеля на допрос указывать информацию о наименовании налогоплательщика, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля. Таким образом, оспариваемые заявителем действия инспекции по его вызову на допрос не противоречат законодательству РФ.