Кто освобождается от уплаты земельного налога

Кто освобождается от уплаты земельного налога?

Кто освобождается от уплаты земельного налога? Ответ на этот актуальный вопрос заинтересует всех собственников земельных участков, а также тех, кто обладает на них правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Об этом — наша статья.

Земельный налог: законодательное регулирование

Земельному налогу посвящена глава 31 НК РФ. Здесь можно найти полную информацию относительно объектов налогообложения, определения налоговой базы, порядка расчета этого налога, предоставляемых по нему льгот и освобождений, а также сроков и порядка уплаты.

Хотя Налоговый кодекс и является первоисточником во всех вопросах налогообложения, не всегда он может содержать понятную информацию относительно всех нюансов по тому или иному налогу.

Если вам нужна инструкция по уплате земельного налога на УСН, прочтите материал «Земельный налог при УСН: порядок уплаты, сроки».

Указать правильный КБК в платежке вам поможет наш материал «КБК по земельному налогу в 2016-2017 годах (пени)».

Далее рассмотрим, кто освобожден от земельного налога.

Кто подпадает под освобождение от земельного налога?

Кто освобождается от земельного налогаиз юрлиц, подробно отражено в ст. 395 НК РФ. Выглядит этот список следующим образом:

  • Организации, работающие в системе уголовно-исполнительного наказания. Освобождение от уплаты земельного налога предназначено для земель, которые используются для осуществления этими организациями непосредственно возложенного на них функционала.
  • Религиозные организации в отношении земель, на которых расположены различного рода сооружения, использование которых носит религиозный или благотворительный характер.
  • Организации, участки которых занимают автомобильные дороги общего назначения (освобождение распространяется не на организацию в целом, а только непосредственно на такие участки, занятые автомобильными дорогами).
  • Общественные организации инвалидов, в составе членов которых людей с инвалидностью числится не менее 80%, в отношении участков земли, применяемых для деятельности, обозначенной в уставах этих организаций.
  • Компании, учредителями которых являются организации (общественные) инвалидов, показатель среднесписочной численности работников в которых не менее чем на 50% состоит из лиц, относящихся к инвалидам, а их фонд оплаты труда (ФОТ) достигает не менее 25% от общего ФОТа по организации. Освобождению подвергаются земельные участки, используемые при производстве и реализации товаров (кроме облагаемых акцизами), работ (услуг).
  • Компании, единоличными владельцами которых являются организации инвалидов (общественные) в отношении земель, использующихся для осуществления физкультурно-оздоровительной, научной, образовательной, социальной, информационной деятельности, а также для оказания содействия в правовой защите детей-инвалидов.
  • Организации, осуществляющие деятельность в сфере художественных народных промыслов, в отношении земель, используемых для производства изделий народных промыслов и их реализации.
  • Организации, являющиеся резидентами особой экономической зоны (ОЭЗ), в отношении земель, расположенных непосредственно в ОЭЗ, на срок до 5 лет, исчисление которого начинается с момента регистрации участка.
  • Управляющие компании «Сколково» в отношении земель, располагающихся в этом инновационном центре.
  • Судостроительные организации, являющиеся резидентами промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении земель, занятых под строительство судов, на срок до 10 лет, исчисление которого начинается с момента регистрации участка.
  • Организации, являющиеся участниками свободной экономической зоны (СЭЗ), в отношении земель, которые располагаются непосредственно на СЭЗ, на срок до 3 лет, исчисление которого начинается с момента регистрации участка.

Как уплачивают налог на землю ИП, читайте здесь.

Кто освобожден от уплаты земельного налога из физических лиц?

Среди плательщиков-физлиц существует лишь одна категория тех, кто освобождается от уплаты земельного налога. Это отнесенные к коренным и малочисленным народам российских Дальнего Востока и Севера жители и общины народов, в отношении земель, которые ими используются для традиционного образа жизнеустройства, ведения промыслов и хозяйствования.

ВАЖНО! Четкое определение тех лиц, кто освобождается от земельного налога, содержится в Постановлении Правительства РФ от 24.03.2000 № 255. Кроме того, в письме Минфина РФ от 14.08.09 № 03-06-06-03/8 финансистами были приведены характеристики, по которым определенные земли подлежат освобождению от земельного налога (п. 7 ст. 395 НК РФ).

П. 5 ст. 391 НК РФ установлен перечень физлиц, налоговая база по земельному налогу которых может быть уменьшена на 10 тыс. руб. При этом если кадастровая стоимость земли меньше указанной выше льготы, то налоговая база может быть уменьшена до 0 (п. 7 ст. 391 НК РФ). В данном перечне установлены в том числе следующие налогоплательщики:

  • ·Герои СССР и РФ;
  • ·ветераны и инвалиды ВОВ и иных боевых действий;
  • ·инвалиды с детства, а также лица, имеющие 1-ю или 2-ю группу инвалидности.

Законодателями муниципальных образований РФ могут быть установлены дополнительные льготы.

Итоги

Плательщиками налога на землю являются собственники земельных участков: физические и юридические лица. Налоговым законодательством установлен перечень юридических и физических лиц, освобожденных от уплаты данного налога.

Читайте также:  Не выплачивают моральный ущерб что делать

О нюансах исчисления и уплаты земельного налога читайте в нашей рубрике «Земельный налог».

Кто освобожден от уплаты налога на землю

Граждане, владеющие земельным участком, обязаны ежегодно платить земельный налог. Однако некоторые категории лиц могут освобождаться от него частично или в полном объеме.

Кто обязан платить налог на земельный участок

В Федеральном налоговом законодательстве нет положений, которые определяют освобождение от налога на землю. Его обязаны выплачивать физические и юридические лица, которые владеют объектом на правах:

  • собственности;
  • бессрочного пользования;
  • наследования.

ВАЖНО! Лица, владеющие территорией на правах аренды или безвозмездного пользования, не платят земельный налог. Сбор взимается с граждан или организаций, которые предоставляют им участки.

Размер ежегодных платежей определяется кадастровой стоимостью надела. Региональные власти сами устанавливают ставки. Однако их значение не может превышать 0,3% в отношении следующих территорий:

  • земли сельхозназначения;
  • личного подсобного хозяйства;
  • ограниченных в свободном обороте в соответствии с законодательным нормами РФ (земли Министерства обороны, таможни и т. д.).

Для остальных категорий земель ставка составляет 1,5%.

Кто определяет освобождение от уплаты земельного налога

Преференции по земельным налогам устанавливаются:

  • Налоговым кодексом – его положения распространяются на всю территорию РФ;
  • законодательными актами регионального уровня – действительны в пределах конкретного субъекта.

Местные власти могут изменять условия предоставления государственной поддержки, дополнять и корректировать перечень лиц, имеющих право на нее. Также они наделены полномочиями вводить льготы, не предусмотренные Федеральным законодательством, если это не противоречит положениям Налогового кодекса.

Каким может быть освобождение от уплаты налога

Льготы делятся на две категории:

  • освобождающие от необходимости уплаты;
  • частично снижающие размер сбора.

Они предоставляются в соответствии с НК и дополняются местными законами. То есть одна и та же льгота может быть доступна в разных регионах РФ на разных условиях.

Полное освобождение

На федеральном уровне освобождаются от налогов на землю:

  • учреждения исполнительной власти – в отношении территорий, на которых располагаются места содержания заключенных;
  • организации, имеющие участки, которые входят в особые экономические зоны (при соблюдении ряда условий относительно сроков владения);
  • компании в «Сколково»;
  • религиозные учреждения;
  • общественные объединения инвалидов.

Освобождаются также физические лица, относящиеся к малочисленным народам России.

Уменьшенная сумма налога

Частичное освобождение подразумевает снижение кадастровой стоимости надела на определенную сумму. Воспользоваться этой льготой могут следующие категории граждан:

  • Герои СССР и РФ;
  • кавалеры ордена Славы;
  • ветераны труда;
  • участники ВОВ;
  • ликвидаторы техногенных аварий (на Чернобыльской АЭС и т. д.);
  • граждане, получившие инвалидность при техногенных катастрофах;
  • испытатели радиационного оружия.

Перечень может дополняться. В некоторых регионах в него включаются пенсионеры, многодетные семьи, малоимущие граждане.

ВАЖНО! Сумма вычета определяется законодательными нормами. На него не влияет размер пенсии, заработной платы и других видов дохода.

Льготы по земельному налогу

Чтобы использовать право на получение господдержки, собственнику надела следует обратиться с заявлением в налоговую инспекцию. Для этого требуется предоставить:

  • паспорт;
  • правоустанавливающие акты на участок;
  • документ, подтверждающий статус льготника;
  • ИНН.

ВАЖНО! Получить налоговое послабление разрешается только в отношении одного надела.

Заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней. В случае положительного решения по нему гражданин получает право в текущем и последующем годах платить земельный сбор на льготных условиях.

Какие земельные участки не облагаются налогом

Существуют территории, исключенные из перечня объектов, облагаемых земельным налогом. К ним относятся участки:

  • на которых расположены государственные объекты;
  • стратегически важные (с военной точки зрения);
  • находящиеся в пользовании дипломатических и консульских учреждений;
  • изъятые или ограниченные в обороте.

Это список может дополняться региональными и местными законодательными актами.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц с 2021 года

Опубликовано 27.03.2020 · Обновлено 19.03.2020

По аналогии с транспортным налогом с 2021 года для организаций введен единый срок уплаты земельного налога (поправки в п. 2 ст. 387 и п. 1 ст. 397 НК РФ) — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; авансовые платежи по налогу должны быть перечислены не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Изменения действуют начиная с уплаты налога за налоговый период 2020 года.

Читайте также:  Нарушения пдд которые фиксируют камеры

Рассматриваемые поправки обусловлены не только разноплановой практикой регулирования сроков уплаты земельного налога в нескольких соседних муниципальных образованиях, но и установлением различных сроков уплаты в пределах одного муниципалитета для разных налогоплательщиков. Например, решением Петрозаводского городского Совета (Республика Карелия) от 10.11.2005 № XXV/XXI-196 «Об установлении и введении в действие на территории Петрозаводского городского округа земельного налога» для организаций определен срок уплаты налога — не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением гаражно-строительных кооперативов и иных некоммерческих организаций, которым земельные участки предоставлены для размещения коллективных гаражей, а также для садоводческих объединений, для которых срок уплаты налога устанавливается не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Хотя, по мнению Минфина России (письмо от 06.06.2019 № 03-05-04-02/41504), НК РФ не предусмотрено право представительных органов муниципальных образований устанавливать дифференцированные сроки уплаты налога и отчетные периоды по налогу в зависимости от категории налогоплательщиков.

Закон поставил точку в вопросе применения предельных значений налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС).

Так, Законом № 63-ФЗ с 2020 года внесены изменения в абзац четвертый подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, направленные на реализацию позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определении от 08.11.2018 № 2725-О, о применении льготной налоговой ставки (в размере 0,3 %) в отношении земельных участков, предназначенных для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, которые не используются в предпринимательской деятельности. Учитывая эти поправки, с налогового периода 2020 года, согласно Закону, условие о льготной налоговой ставке [2, абзац третий подп. 1 п. 1 ст. 394] дополняется указанием на то, что она не применяется в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС и используемых в предпринимательской деятельности.

По аналогии с процедурой рассмотрения заявления о предоставлении льготы по транспортному налогу, Законом регламентируется рассмотрение заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу как для граждан, так и для организаций (поправки в п. 10 ст. 396 и п. 6 ст. 407 НК РФ).

Из главы 31 НК РФ исключаются положения, не соответствующие отраслевому законодательству. В частности, признается утратившим силу п. 3 ст. 392 НК РФ о последствиях для налогообложения перехода права собственности на часть земельного участка, которая занята зданием, строением и необходима для их использования (нормы о переходе права собственности на часть участка были исключены из ст. 273 ГК РФ Федеральным законом от 26.06.2007 № 118-ФЗ). Также признается утратившим силу п. 14 ст. 396 НК РФ, содержащий правила предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к предмету регулирования ст. 62 «Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В целях применения повышенной налоговой ставки (не более 1,5 % для «прочих земель») в отношении земельных участков, не используемых по целевому назначению для сельхозпроизводства, вводятся положения об информационном обмене налоговых органов с органами госземнадзора. Согласно новой норме — п. 18 ст. 396 НК РФ — с 1 июля 2020 г. орган госземнадзора (территориальные органы Россельхознадзора и Росреестра) обязан в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельхозпроизводства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельхозиспользования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании такого участка для сельхозпроизводства.

Сведения об установлении органом, осуществляющим госземнадзор, факта устранения указанного нарушения либо об отмене указанного предписания в течение 10 дней представляются в налоговый орган по субъекту РФ. Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления вышеуказанных сведений в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Эти сведения также могут представляться по запросу налогового органа в течение 5 дней со дня получения соответствующего запроса.

Читайте также:  Могут ли судебные пристовы снять деньги с карты сбербанка

Также с 1 июля 2020 г. вводится информационный обмен налоговых органов с органами (организациями) социальной защиты населения для безвозмездного получения необходимых сведений о лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, для предоставления дополнительных налоговых вычетов по местным налогам [2, подп. 10 п. 5 ст. 391, п. 6.1 ст. 403]. Указанные сведения будут передаваться ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который они представляются. Форма, порядок ее заполнения, формат и порядок представления сведений в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такие сведения также могут представляться по запросу налогового органа в течение 5 дней со дня его получения (новый п. 19 ст. 396 НК РФ).

Закон безусловно вносит весомый вклад в повышение эффективности налогового администрирования и снижение административной нагрузки на плательщиков имущественных налогов.

Налог на землю в 2021 году

Земельный налог: не так давно правительством были внесены существенные коррективы в порядок оплаты пошлины на земельный надел. В связи с этим большое количество землевладельцев интересует вопрос, каким будет в 2021 году налог на землю.

Какие изменения коснутся налога на землю в 2021 году

Основные изменения, закрепленные нормами законодательства, коснутся:

  • порядка определения отчислений: начиная с 2021 года для расчета суммы, подлежащей перечислению в местный бюджет, основанием станет кадастровая стоимость;
  • планируется постепенное повышение ставки на 2021 год, что в результате приведет к увеличению размера поступлений в бюджет страны;
  • кадастровая цена будет равна рыночной стоимости участка;
  • отчисления будут поступать в бюджет по месту проживания и регистрации плательщика, это позволит местным бюджетам использовать поступления в бюджет для улучшения уровня жизни россиян в регионах, отказавшись от предварительного согласования смет и будущих затрат.

Плюсы и недостатки новшеств


Предстоящий 2021 год станет переходным периодом, в котором ставка отчислений составит 20 процентов. Преимуществами нововведений станет расширение возможностей местных властей, которые смогут использовать средства местного бюджета для того, чтобы повысить уровень качества жизни каждого россиянина.

По мнению многих экспертов, усиление нагрузки, которую повлечет повышение ставки до 20 процентов, является необходимой мерой. Однако местные власти должны разработать и начать реализовывать комплексный подход, меры которого направлены на стимулирование экономического развития.

Несовершенство новой методики кадастровой оценки спровоцировало немало судебных исков, которых можно было избежать, если бы поход был более взвешенным.

Несомненным плюсом запланированных изменений станет расширение полномочий регионов, возможность использования дифференцированного подхода для решения проблем в различных секторах экономики.

Что является объектом налогообложения

Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:

  • являющиеся составной частью лесного фонда;
  • принадлежащие государству, занятые водными объектами;
  • объекты с ограничениями по обороту.

Ставка налога

Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:

  • полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
  • 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.

Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.

Особенности расчета

Начисление не должно вызывать какие-либо проблемы.

Трудности при исчислении суммы сбора могут возникнуть, если на протяжении отчетного периода была изменена кадастровая стоимость земельного участка, находящегося во владении у налогоплательщика. Согласно нормам Налогового кодекса, в период составления отчетности изменение кадастровой стоимости невозможно. Поэтому если изменения и были проведены, кадастровая стоимость, даже когда это связано с допущением судебной ошибки, должна быть пересчитана.


Как определить размер налога, если на момент его начисления владелец прекратил его использование? В таком случае нормами законодательства предусмотрено использование специальных коэффициентов. В случае, когда земельные участки расположены отдельно, на территории разных муниципальных образований, сумма налога рассчитывается по каждому из них отдельно.

Льготы

Те организации, которые относятся к исполнительной системе, освобождаются от уплаты налога. Льготы распространяются на те предприятия, которые владеют земельными участками, используемыми как автомобильные дороги федерального значения.