Какая ставка акциза установлена на табачную продукцию

Какая ставка акциза установлена на табачную продукцию?

Акциз на табачную продукцию представляет собой включаемый в стоимость табачных изделий косвенный налог. Какие ставки «табачных» акцизов установлены в настоящее время, как рассчитать сумму акциза к уплате и чем грозит продажа сигарет без акцизных марок — об этом расскажет наш материал.

Государственная политика повышения ставок акцизов на табачную продукцию

В «табачной» сфере Правительство РФ:

  • разработало и реализует мероприятия по выполнению закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
  • продолжает работу по достижению договоренностей с государствами — членами Таможенного союза о необходимости гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию.

Налоговая политика в данном вопросе строится на принципе снижения доступности сигарет. Например, в п. 6.2.1 основных направлений налоговой политики на 2015–2017 годы (одобренной Правительством РФ 01.07.2014) предусмотрена индексация ставок «табачных» акцизов в 2017 году на 10%.

Ставки акцизов на сигареты 2016 года установлены НК РФ для следующих видов подакцизных табачных изделий:

  • сигар — готовых к применению скруток листьев табака цилиндрической формы;
  • сигарилл — свернутых из табачного листа курительных трубочек с табачной начинкой (в форме тонких сигар);
  • биди — нарезанных листьев необработанного табака с примесью трав, завернутых в лист черного коромандельского дерева (в форме небольших азиатских сигарет);
  • кретека — изготовленных из индонезийского табака, гвоздики и множества специальных компонентов (специй, фруктов, кофе и др.) сигарет ручной работы;
  • сигарет, папирос;
  • табака и табачных изделий.

С 2017 года этот список расширился за счет электронных систем доставки никотина и жидкостей для них.

Ставки «табачных» акцизов растут ежегодно — их величина в 2017 году указана на схеме.

Может ли производитель сигарет применять упрощенку — узнайте из материала «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Как в 2016–2017 годах рассчитать акциз на сигареты

Чтобы рассчитать акциз на сигареты (Ас), необходимо применить следующую формулу (ст. 194 НК РФ):

АТНС — акциз, рассчитанный по твердой ставке;

ААНС — акциз, рассчитанный по адвалорной (процентной) налоговой ставке.

АТНС определяется перемножением объема реализованных сигарет (Орс) с твердой налоговой ставкой (ТНС):

ААНС представляет собой соответствующую адвалорной ставке (АНС) долю максимальной розничной цены сигарет (МЦр), помноженной на количество табачных изделий (Кп):

Кто устанавливает МЦр и можно ли ее изменять — узнайте из представленной ниже схемы.

Детализированная формула для расчета Ас:

С формулами расчета разнообразных финансовых показателей вас познакомят размещенные на нашем сайте материалы:

Для расчета акциза потребуется еще один показатель — минимальная цена реализации сигарет (МИНц), которая:

  • устанавливается государством как мера воздействия на уровень «табачных» цен (ст. 13 закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ);
  • является пограничным показателем цены, ниже которой 1 пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям;
  • составляет 75% от МЦр.

Рассчитанная исходя из минимальной цены на сигареты сумма акциза сравнивается с Ас — суммой акциза к уплате является максимальный по величине из указанных показателей.

Как применить вышеуказанные показатели и формулы для расчета акциза на сигареты — расскажем в следующем разделе.

Расчет «табачного» акциза на примере

ООО «Табак» в январе 2017 года реализовало сигареты с фильтром в количестве 50 000 000 шт. (количество пачек сигарет составляет 2,5 млн по 20 сигарет в каждой).

Для расчета акциза за указанный период использованы следующие исходные данные:

  • максимальная розничная цена 1 пачки сигарет (МЦр) — 74 руб.;
  • налоговая ставка — 1 562 руб. за 1 000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой из МЦр (но не менее 2 123 руб. за 1 000 шт.).

Расчеты приведены в таблице:

Показатель

Формула (расчет)

Сумма акциза по твердой налоговой ставке (АТНС)

1 562 руб. × 50 000 000 шт./1 000 шт. = 78 100 000 руб.

Сумма акциза по адвалорной налоговой ставке (ААНС)

74 руб. × 2 500 000 пач. × 14,5%

78 100 000 руб. + 26 825 000 руб.

= 104 925 000 руб.

Расчет суммы акциза по минимальной ставке

2 123 руб./1 000 шт. × 50 000 000

= 106 150 000 руб.

Сравнение Ас с суммой акциза, рассчитанного по минимальной ставке

106 150 000 руб. > 104 925 000 руб.

Сумма акциза к уплате

(наибольшее из сравниваемых значений)

106 150 000 руб.

Административная и уголовная ответственность при продаже сигарет без акциза

При продаже табачной продукции, подлежащей маркировке, без акцизных марок (включая ее производство, а также при нарушении установленного порядка маркировки и/или нанесения информации) предусмотрена ответственность 2 видов:

  • административная (если размеры реализации табачной продукции не признаются крупными);
  • уголовная (если правонарушение совершено организованной группой, в крупном или особо крупном размере).

Для классификации размера реализации немаркированных табачных изделий применяется ст. 169 УК РФ, определяющая 2 понятия:

  • крупный размер — стоимость немаркированных табачных изделий превышает 100 000 руб.;
  • особо крупный размер — стоимость продукции превышает 1 млн руб.

Общая схема ответственности при продаже табачной продукции без акцизных марок приведена ниже.

Уголовная ответственность за продажу сигарет без акцизных марок (если такая обязанность определена законом) наступает, если:

  • установлен умысел виновного на последующий сбыт табачной продукции либо подтвержден факт ее продажи;
  • доказан крупный размер табачной продукции.

С видами ответственности для налогоплательщиков и физлиц вас познакомят подготовленные специалистами нашего сайта материалы:

Итоги

Ставки акциза на табачную продукцию устанавливаются государством и указываются в НК РФ. Для расчета суммы акциза к уплате применяются твердые или комбинированные налоговые ставки. В 2017 году акциз на табачную продукцию 2016 года проиндексирован в сторону увеличения.

Силуанов назвал стоимость сигарет после повышения акциза

По оценке Минфина, индексация ставки акцизов на табачную продукцию позволит привлечь 70 млрд руб. дополнительных доходов, сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов. Правительство одобрило проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих увеличение в 2021 году ставки акцизов на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20%. Ранее о проекте сообщал РБК.

«Сегодня рассматривали законопроект, он одобрен на правительстве. Это будет стоить порядка 20 руб. к пачке, если смотреть стоимость [пачки] сигарет в размере примерно 120 руб.», — пояснил Силуанов.

Текущий Налоговый кодекс предполагал, что действующая сейчас ставка акциза на сигареты — 1996 руб. за 1 тыс. штук — в следующем году должна была вырасти до 2045 руб., ставка акциза на электронные сигареты и вейпы — с 50 до 52 руб. за штуку. В предложенных Минфином поправках в 2021 году ставка акциза определена в размере 2359 руб. и 60 руб. соответственно.

Ранее министерство объясняло, что внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить «выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии».

«В ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми», — прокомментировал планы повышения ряда налогов премьер-министр Михаил Мишустин в ходе совещания с членами правительства в среду.

Читайте также:  Может ли трудовой договор противоречить правилам трудового распорядка

Как на решение отреагировали табачные компании

Рост стоимости табачной продукции будет стимулировать рост нелегального рынка сигарет, на нем цена продукции кратно меньше в сравнении с легальным, уверены в табачных компаниях. «На фоне снижения реальных располагаемых доходов неизбежный рост цен на сигареты из-за запланированного резкого повышения акцизов на 20% (до 140 руб. в среднем за пачку) приведет к тому, что еще больше потребителей будут выбирать нелегальные сигареты по 70 руб.», — отмечает директор по работе с органами государственной власти «JTI Россия» (производит сигареты Winston, Mevius, Camel, Glamour) Василий Груздев.

Текущий объем нелегального рынка более 15% уже представляет огромную проблему — ущерб федеральному бюджету от такой продукции превышает 100 млрд руб. в год, напоминает он.

«Если мы отталкиваемся от предложения Минфина поднять акциз на 20%, то в таком случае разница в ценах легальной и нелегальной табачной продукции составит порядка 90 руб., что дает широкий простор для развития серого рынка», — говорит руководитель по связям с госорганами российского офиса British American Tobacco (бренды Dunhill, Kent, Lucky Strike) Олег Барвин. Ранее он прогнозировал, что такой разрыв в стоимости спровоцирует обвал легального рынка и рост доли контрафакта и контрабанды до 30%. О кратном росте объемов контрафактной продукции предупреждал и Сергей Слипченко, вице-президент по корпоративным вопросам российского офиса Philip Morris (Marlboro, L&M).

Директор по корпоративным и юридическим вопросам российского офиса Imperial Tobacco (бренды Davidoff, West) Илона Миртова убеждена, что повышение акциза в первую очередь отразится на потребителях недорогих сигарет, которые наиболее чувствительны к цене. «Доля налога в стоимости недорогой пачки в полтора раза выше, чем в стоимости сигарет премиального сегмента», — уточнила Миртова.

Какие еще изменения предусмотрели для табачных компаний

Одновременно с увеличением акциза, по словам Силуанова, будет улучшено администрирование табачного рынка. «Речь идет о маркировке, здесь нужны меры ответственности за реализацию соответствующих маркированных и немаркированных табачных изделий», — уточнил министр финансов. Будет принят комплекс мер по повышению ответственности за этот рынок, «аналогичный мерам ответственности, которые существуют на рынке алкогольной продукции».

Заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы маркировки) Реваз Юсупов поддерживает предложения об ужесточении ответственности за производство и оборот немаркированных товаров, а также за непредоставление или предоставление некорректных сведений в систему маркировки. Это позволит улучшить условия работы для легальных компаний и даст возможность более эффективно справляться с теми, кто находится в серой или черной зоне, считает он.

«Меры ответственности должны быть чувствительными, чтобы сделать невыгодным незаконное ведение бизнеса», — говорит Юсупов. Они уже обсуждаются в рамках согласования проекта нового Кодекса об административных нарушениях, также оценка данных системы маркировки проводится для администрирования акцизов Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

По данным ЦРПТ, введение маркировки уже дало первые результаты: на рынке появилось сразу десять «новых» табачных производителей — это около 30% от их общего числа, а поступления в бюджет акцизных сборов за семь месяцев 2020 года увеличились на 54 млрд руб. к прошлому году.

Когда в России начали маркировать сигареты

Обязательная цифровая маркировка сигарет и папирос штрихкодами data matrix в системе мониторинга и отслеживания «Честный знак» введена с 1 марта 2019-го, а оборот немаркированной продукции запрещен с 1 июля 2020 года. Продукция с цифровыми кодами массово начала появляться в рознице после окончания переходного периода, предназначенного для регистрации производителей и торговых точек в системе маркировки в июле 2019 года.

Основная цель введения маркировки — борьба с нелегальным оборотом сигарет. По данным исследовательской компании Nielsen, в третьем квартале 2019 года (более поздних данных нет) каждая седьмая проданная пачка сигарет в России была нелегальной. Доля контрафактной табачной продукции достигла 15,6% от всего объема продаж, что на 7,2 п.п. выше, чем за аналогичный период 2018 года.

Ранее эксперты аналитического центра при правительстве прогнозировали, что цены на сигареты существенно (примерно на 25%) могут вырасти в 2020 году в том числе из-за ввода обязательной маркировки продукции, однако впоследствии и игроки рынка, и единый оператор системы маркировки — ЦРПТ заявляли, что росту стоимости продукции способствует только увеличение акциза.

Первого июля 2020 года правительство выпустило постановление, позволяющее рознице самостоятельно маркировать остатки сигарет, которые магазины не успели распродать. Послабление коснулось только продукции, произведенной до 1 июля 2019 года.

За продажу немаркированного табака налагаются административные штрафы и конфискация немаркированной продукции. Так, для граждан они составляют от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для юридических и должностных лиц — 50–300 тыс. руб. и 5–10 тыс. руб. соответственно.

Необходимость усиления администрирования Силуанов объяснил высокой долей контрафакта, который поступает из стран Евразийского экономического союза.

Как ранее указали исследователи Nielsen, каждая вторая пачка, за которую не уплачены акциз и другие налоги, попадает в Россию из стран ЕАЭС: на них приходится 55,4% нелегального рынка. Табачные изделия белорусского производства занимают 36% всего объема сигарет, нелегально продающихся в России, говорится в материалах Nielsen. Контрафакт, произведенный в Казахстане, составляет 8,9% нелегального рынка, за ним следует Армения с долей 8,8%.

«Мы прекрасно понимаем и видим, что сегодня существует большая доля нелегального сектора, завозимого из наших братских стран, в первую очередь Белоруссии и Армении. Вопрос маркировки помогает нам решать проблему обеления этого рынка. Мы видим необходимость ужесточения ответственности за реализацию немаркированной продукции, за контроль прохождения этой маркированной продукции до прилавка и меры, которые должны быть приняты вместе с нашими странами-соседями по контролю за поставками табачной продукции, потому что, как правило, поставщики, предположим, из Белоруссии поставляют продукцию в третьи страны, этот товар идет через Россию, до третьих стран не доходит, а здесь реализуется. Такую схему, как правило, мы видим», — пояснил министр.

«Еще раз говорю: ужесточение реализации и ужесточение нашего пограничного контроля и взаимодействия с коллегами из ЕАЭС», — добавил он.

Не все члены ЕАЭС одинаково стремятся к цели гармонизации акцизов, отмечает Олег Барвин. Белоруссия снизила план повышения акцизов на 2021 год — теперь он составляет 10% по сравнению с запланированными ранее 25%. «С такими темпами республика не приблизится к намеченной к 2024 году минимальной ставке €28 за 1000 сигарет. Необходимо уделить этому вопросу внимание на межгосударственном уровне», — говорит он. По его мнению, маркировка не единственный инструмент обеления рынка и будет эффективна в комплексе с другими мерами: например, введение минимальной цены на сигареты по аналогии с аналогичной мерой в алкогольном регулировании может стать подспорьем для правоохранительных органов.

«Нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть!»: минфин хочет поднять акцизы на табак на 20%

Рост налогов увеличивает долю серого рынка сигарет, а без участия регионов его не победить, полагают эксперты «БИЗНЕС Online»

Читайте также:  Как заключить договор с агентством недвижимости

Министерство финансов РФ предлагает компенсировать рост бюджетных расходов из-за коронавируса резким повышением акциза на сигареты на 20% в 2021 году. Ежегодно курильщики приносят в бюджет РФ 600 млрд рублей, но производители табака убеждены: рост акцизов не увеличит выплаты, а нарастит долю серого рынка до 100 миллиардов. Отпугнет ли курильщиков повышение цен на сигареты и как стимулировать регионы бороться с контрафактным табаком — в материале «БИЗНЕС Online».

Министерство финансов РФ предлагает компенсировать рост бюджетных расходов из-за коронавируса резким повышением акциза на сигареты

МИНФИН ЗАЛЕЗЕТ В КАРМАН КУРИЛЬЩИКАМ НА 600 МИЛЛИАРДОВ

Министерство финансов РФ предлагает компенсировать рост бюджетных расходов из-за коронавируса резким повышением акциза на сигареты. С проектом поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих увеличение ставки на табачную продукцию, электронные сигареты и вейпы на 20% в 2021 году, ознакомился РБК. Для сравнения: текущая версия НК подразумевает повышение акциза на никотиносодержащие товары на 4%.

РБК сопоставляет цены сигарет до и после увеличения акциза. Действующая ставка налога на сигареты — 1 996 рублей за 1 тыс. штук, а в случае 20-процентного роста она составит 2 359 рублей. Акциз на электронные сигареты и вейпы сейчас на уровне 50 рублей за штуку, а станет 60.

Издание также ссылается на представителя минфина, который аргументирует резкое повышение акцизов необходимостью выполнять социальные обязательства государства «в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии». С другой стороны, производители табака указывают на то, что увеличение акцизов вынудит потребителей пользоваться продуктами, производимыми на сером рынке, что, напротив, приведет к потерям федерального бюджета на 100 млрд рублей.

По данным «Электронного бюджета», с января по август 2020 года акцизы на табачную продукцию, производимую на территории России, принесли государству 372 млрд рублей. Прогноз на весь год — 586,5 миллиарда. Еще 16,7 млрд собрано акцизов на табак для нагревания, производимый в России. Акцизы на табак, электронные системы доставки никотина и никотиносодержащие жидкости, ввезенные из-за рубежа, составили около 2 млрд рублей. Всего по итогам 2020 года минфин планирует собрать около 600 млрд рублей «табачных» акцизов.

Производители табака указывают на то, что рост акцизов вынудит потребителей пользоваться продуктами, производимыми на сером рынке

«ПРИ ТАКОМ РОСТЕ АКЦИЗОВ, ОЧЕВИДНО, ДОЛЯ СЕРОГО РЫНКА УВЕЛИЧИТСЯ»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, чем обернется повышение акциза.

Виктор Зыков — член координационного совета по борьбе против табака при минздраве РФ:

— Повышение акциза на 20 процентов может привести к небольшому сокращению потребления табака. Но, чтобы эта мера точно сработала и привела к серьезному сокращению количества курильщиков, увеличение акциза должно быть гораздо больше, чем 20 процентов. Резервы есть, уровень акциза на табачные изделия у нас в стране все еще достаточно небольшой по сравнению со средним показателем среди стран европейского региона ВОЗ — в 3 раза меньше. Есть куда двигаться дальше, акциз можно повысить постепенно еще в 2–3 раза. В итоге и бюджет пополнить, и сократить потребление табака.

Установлено, что рост цены на 10 процентов может привести к снижению потребления табака на 6 процентов в странах со средним уровнем дохода. Сейчас было бы лучше повысить акциз в 2 раза. К счастью, видимо, министерство финансов за долгие годы работы пришло к выводу, что вредные для здоровья продукты надо облагать большим налогом, они у нас недооблагаются, и табак — один из первых подобных товаров. Если из бюджета здравоохранения тратятся огромные деньги на лечение заболеваний, которые являются последствием потребления табака, а акцизы не покрывают такие расходы, то понятно, что это несправедливо и акцизы должны быть повышены.

Айрат Фаррахов — экс-заместитель министра здравоохранения РФ, экс-заместитель министра финансов РФ, депутат Госдумы:

— Любое повышение налоговой нагрузки увеличивает долю теневого рынка. И, безусловно, такой существенный рост акциза поднимет теневой рынок. К сожалению, [прямо] это не будет положительно сказываться на снижении табакокурения, потому что появится, скажем так, недобросовестная конкуренция.

В условиях бюджетных ограничений данная мера поддерживается, но акциз на табачные изделия на сегодня в Российской Федерации и так самый высокий по отношению к странам – участникам Евразийского экономического союза. В России такой акциз примерно в 4 раза выше, чем в Беларуси. Но если подобные меры гармонизировать со странами – участниками Евразийского экономического союза: Беларусью, Киргизией, Арменией, то теневой рынок не вырастет так сильно. Это первое. Второе. Сейчас весь акциз поступает в федеральный бюджет. Соответственно, если бы часть акциза шла в региональные бюджеты, то субъекты были бы заинтересованы также активно участвовать в снижении объемов теневого оборота. А сегодня в этом деле участия регионов большого нет.

Что касается позиции минздрава — в мире последовательное увеличение акцизов на табачную продукцию считается одним из важнейших инструментов снижения табакокурения. То есть чем дороже и менее доступен табак, тем эффективнее люди отказываются. Повышая акциз, мы поднимаем стоимость, это действительно важный инструмент, но только в том случае, если параллельно не будет расти теневой рынок.

Я сейчас с единомышленниками хочу добиться, чтобы в магазине, где торгуют табачными изделиями, всегда можно было купить вещи, которые снижают табачную зависимость, то есть жвачку с никотином, пластырь с никотином и так далее. Сегодня, к сожалению, такое есть только в аптеке. Но у человека, который хочет купить табачную продукцию, должна быть альтернатива, возможность купить то, что может снизить табачную зависимость. Это очень важный инструмент наряду с теми, которые сегодня принимаются.

Игорь Моисеев — председатель совета директоров ОАО «Погарская сигаретно-сигарная фабрика»:

— С моей точки зрения, при таком росте очевидно, что доля серого рынка увеличится. Что касается бюджетного задания, то я просто не знаю, какое оно. В прошлом году бюджет собрал порядка 560 миллиардов рублей, и это уже оказалось падением по сравнению с предыдущим периодом. Тогда было 590 миллиардов рублей с какими-то копейками. Поэтому уже, собственно, динамика отрицательная по выполнению бюджетного задания при повышении акциза. Я допускаю, что какие-то героические меры предпринимает наша полиция, возможно. Но факт остается фактом — у нас в рамках таможенного союза не сбалансирована акцизная политика, ее балансирование отложено до 2024 года. Потому так называемый низший ценовой сегмент из Беларуси активно присутствует на нашем рынке ценой примерно 55–60 рублей максимум. Уже по всей нашей стране и особенно в регионах, ближайших к Беларуси: это Брянская, Смоленская области. Да и в принципе сам по себе трафик сигарет очень активный, поскольку разница в цене позволяет их транспортировать на достаточно далекое расстояние от границы Беларуси. Поэтому если бюджетное задание целиком ставится по сбору акцизов на 500 миллиардов рублей, то, наверное, акцизы можно поднять на 20 процентов. И, видимо, такое бюджетное задание выполнят. А если оно будет в 600 миллиардов, то я сомневаюсь, потому что по прошлому году, я считаю, бюджет потерял около 100–120 миллиардов из-за нелегального рынка. Если мы акциз повышаем, то еще больше увеличиваем разрыв средней стоимости сигарет рублей на 20 как минимум, если говорить о дешевых сигаретах. Доля теневого рынка, очевидно, вырастет, и бюджет только потеряет деньги. Я думаю, что в минфине народ грамотный. Все будет делаться в зависимости от бюджетного задания. Можно поступиться выпадающими доходами из-за черного рынка, если бюджетное задание снижено. Но я в это не верю, потому что оно должно только расти год от года.

Читайте также:  Невостребованные трудовые книжки при ликвидации организации

А насчет надежд на то, что увеличение цены приведет к сокращению числа курящих… Вообще, если говорить о процессе потребления табака, то рост стоимости влияет только на то, что курильщик с постоянными доходами опустится на более низкий сегмент. С моей точки зрения, минздрав заблуждается, считая, что повышение цены может каким-то образом изменить потребление табака. Ведомство предполагает, скажем так, линейную зависимость между ростом стоимости и отказом людей от курения. Но она не линейная, такая зависимость, и потребление табака во всем мире это показывает.

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— «Как романтичны оправданья измен, обманов и грехов». Какая разница, по какой причине повышаются цены? Главное, что они поднимаются. Это вам не 1948 год, когда при Сталине стоимость понижалась. Когда изберут главу государства, курящего, как Брежнев, ни у кого в голове не будет соображения, что курение — вред.

Как отреагирует население? Да махорку начнем выращивать… Я иронично отношусь к этому. Вспомните советское время, когда росли цены на водку. Была такая знаменитая прибаутка: «Папа, теперь ты будешь меньше пить? Нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть!» Вот и все. Любое повышение стоимости идет на пользу бюджету, вопросов нет. Другое дело — на что в следующий раз поднимут цены? Еще на бензин надо их увеличить, чтобы меньше люди ездили, а гуляли пешком.

Вы понимаете и я тоже, что тут любой повод хорош. На этот раз связали с пандемией. А почему именно за счет курильщиков надо бороться с последствиями пандемии, а не за счет повышения налогов на прибыль нефтедобывающих компаний, например? Я бы, допустим, повысил налоги на прибыль тем компаниям, кто пользуется природными ресурсами.

Марат Бариев — депутат Госдумы РФ:

— Я сам не курю, потому меня лично такое мало касается. А других людей, я надеюсь, подобное подвигнет бросить курить. Ну и подросткам это станет менее доступно, остановит некоторых от курения. Я сторонник ограничения курения и потому считаю, что чем менее доступны сигареты для населения, тем это большее благо.

Минфин решил экстренно повысить налог на курение

Минфин предложил в 2021 году сразу на 20% повысить акциз на все виды табачной продукции, а также на электронные сигареты, сообщил РБК. Этой поправкой в Налоговый кодекс ведомство реагирует на чрезвычайные обстоятельства эпидемии коронавируса и бюджетный дефицит, вызванный мерами по борьбе с ней.

«Внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии», — обосновал предложение Минфина его представитель.

Он сообщил также, что в последующие годы ставка акциза будет индексироваться стандартно, с учетом уровня прогнозируемой инфляции. Поступивший из Минфина документ уже одобрен комиссией правительства по законопроектной деятельности и будет теперь рассмотрен на его заседании.

В 2021 году ставки акцизов на сигареты, табачную и никотиносодержащую продукцию, а также электронные сигареты должны были вырасти всего на 4%. Например, действующая сейчас ставка акциза на сигареты — 1996 руб. за 1 тыс. штук, в следующем году должна была вырасти до 2045 руб. Ставка акциза на электронные сигареты и вейпы — с 50 до 52 руб. за штуку.

В предложенных Минфином поправках в 2021 году ставка акциза определена уже в 2359 руб. и 60 руб. соответственно.

Сколько способен дать бюджету табачный акциз? По итогам этого года Минфин планирует собрать около 600 млрд руб. акцизов на реализацию табачных изделий и их современных заменителей.

Здоровый акциз

Дефицит российского бюджета по итогам текущего года может составить 4—6% (4—7 трлн рублей) из-за снижения экспорта, сокращения мировых цен на энергоносители и роста затрат на противоэпидемиологические мероприятия по коронавирусу, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Поэтому понятно, что правительство вынуждено искать источники пополнения доходной части бюджета России. В том числе это касается и различных акцизов, из которых акцизы на табачную продукцию предлагается повысить существенно. Это обоснованно, так как постепенное удорожание сигарет в России привело к тому, что их потребление снижается.

И с точки зрения улучшения ситуации со здоровьем населения эта мера эффективна, уверен эксперт: потребление табачной продукции давно перестало быть модным, вместо этого россияне стали активнее заниматься спортом и следить за собственным здоровьем. Также стоит отметить, что такие косвенные налоги на табачную продукцию воспринимаются в обществе без отторжения, некурящая часть населения даже приветствует эти меры.

Высокие цены на табачную продукцию — это испытанный способ улучшения здоровья населения в западных странах, где также высокие акцизы на сигареты, вейпы и другие виды таких товаров, отмечает он. Еще в 2017 году Минздрав России присоединился к антитабачной конвенции, где повышение акцизов и удорожание табачной продукции называется жестким методом стимулирования курильщиков к отказу от вредной привычки.

Тем не менее, указывает Артем Деев, несмотря на то что в последние годы табачная продукция подорожала значительно, акцизы поднимались неоднократно, Россия по—прежнему остается второй самой курящей страной в мире после Китая. Так что увеличение сборов обоснованно как с точки зрения здоровья граждан, так и с точки зрения наполнения бюджета страны, считает он.

Противоречивая мера

Резкое повышение акциза с точки зрения поиска дополнительных источников дохода для бюджета оправдано, это действенный способ, уверен и главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Но он бы был еще более эффективным, полагает эксперт, если бы в России хорошо боролись с контрафактом.

А поскольку серая продукция на рынке вопреки стараниям надзорных органов по—прежнему присутствует, то наполняемость бюджета может быть существенно ниже ожидаемой. Так, например, по усредненным данным за два последних года на оборот нелегальных сигарет приходится не менее 10% российского рынка, что оценивается порядка 100 млрд рублей потенциальных налогов «мимо ФНС».

Соответственно, при столь высоком акцизе, который можно справедливо назвать самым беспрецедентным за всю историю современной России, говорит аналитик, этот сектор может еще больше увеличится. Нелегальных производителей не остановят и высокие риски.

На фоне падения доходов из-за пандемии он считает повышение акцизов на табак не оправданным с социальной точки зрения, при том, что эта мера непопулярна и для крупного бизнеса.