Федеральный закон от 31 мая 2002 г

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ
“Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г., 24 июля, 3 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2 июля 2013 г., 13 июля 2015 г., 2 июня 2016 г., 29 июля 2017 г., 2 декабря 2019 г., 31 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом определяются правовые основы деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантируются их независимость как профессиональных некоммерческих организаций.

Основными новеллами являются нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры; гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности; расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством РФ; регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката; признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро); расширение возможностей граждан РФ получать бесплатную юридическую помощь; определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года, за исключением положения об обязанности адвоката осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности, которое вступает в силу с 1 января 2007 года.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 5 июня 2002 г. N 100, в “Парламентской газете” от 5 июня 2002 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 23 ст. 2102

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 г., за исключением подпункта 6 пункта 1 статьи 7, который вступает в силу с 1 января 2007 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2020 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, который вступает в силу с 1 марта 2022 г., подпункта “б” пункта 4 и абзаца четвертого и пятого подпункта “б” пункта 15 статьи 1, которые вступают в силу с 1 марта 2021 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ

Действие подпункта 6 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона приостановлено до дня вступления в силу федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта “в” пункта 15 статьи 1 названного Федерального закона

Подпункт “в” пункта 15 статьи 1 названного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Конкретизируя это положение, ст. 4 Закона об адвокатуре устанавливает, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из:

– принимаемых в соответствии с данным Законом нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих адвокатскую деятельность;

– принимаемых в пределах полномочий, установленных законом об адвокатской деятельности, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Кроме того, принятый Всероссийским съездом адвокатов Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности[2].

Конституция РФ, если не считать названного положения, напрямую адвокатуру практически не урегулирует, устанавливая лишь право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на помощь адвоката (ч. 2 ст. 48).

Закон об адвокатуре составляет основу законодательного урегулирования рассматриваемой сферы. В нем закреплены понятие и принципы адвокатской деятельности, основы правового статуса адвоката, в том числе его права и обязанности, порядок приобретения и прекращения такого статуса, формы адвокатских образований, органы адвокатского сообщества.

Читайте также:  Как оформить временную регистрацию через Госуслуги

Из других федеральных законов наибольшее значение для адвокатской деятельности имеют процессуальные кодексы (УПК, ГПК, АПК, КоАП, УИК), Федеральные законы от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку они во многом определяют объем процессуальных полномочий адвоката и его статус при участии в соответствующем производстве.Кроме того, следует назвать в числе важных и Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», поскольку им регулируются вопросы оказания адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи.

Постановлениями Правительства РФ устанавливается размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда[3]; определяется порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ[4]

Из иных федеральных органов исполнительной власти наибольшую роль для регулирования адвокатуры играет Министерство юстиции РФ: им утверждаются формы адвокатского удостоверения и ордера, порядок ведения реестра адвокатов и выдачи удостоверений адвоката[5].

Следует также упомянуть Минфин России, который совместно с Минюстом России разрабатывает порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению.

Закон об адвокатуре предусматривает также, что оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (ст. 26 Закона об адвокатуре).

Правовое регулирование адвокатской деятельности

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции, которая, обладая высшей юридической силой, но отношению ко всем иным законодательным актам, закрепляет основополагающие положения для российской адвокатуры. Положения Конституции закрепляют необходимость существования в нашей стране адвокатуры как института гражданского общества и основные направления ее деятельности, прежде всего, защита высшей ценности — прав и свобод человека.

Институт адвокатуры призван гарантировать соблюдение провозглашенных в Конституции прав и свобод. Функционирование института адвокатуры является одним из главных средств обеспечения права граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника).

В ст. 4 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре закреплено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из следующих нормативных правовых актов, которые условно можно разделить на три группы:

1. Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, который является основным нормативным правовым актом, детально регулирующим основы адвокатской деятельности и порядок организации и функционирования адвокатского сообщества.

2. Другие федеральные законы, которые адвокаты используют при осуществлении своей профессиональной деятельности, а также принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность.

Федеральные законы составляют основной массив нормативных актов. Значительную часть источников правового регулирования деятельности адвокатов составляют процессуальные нормативные правовые акты: УПК, ГПК, АПК, КоАП. Указанные кодексы регулируют правовой и процессуальный статус адвоката как участника тех или иных процессуальных правоотношений, участником которых в том или ином качестве выступает адвокат, осуществляя функции зашиты, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика и т.д.

В качестве примера нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, издаваемых на основе и во исполнение законов, можно привести постановления Правительства РФ № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации» и от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации»; приказ Минюста России от 16.08.2005 № 133 «Об утверждении формы удостоверения адвоката», приказ Минюста России от 05.02.2008 № 20 «Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений» и т. д.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ являются важным источником законодательного регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры, поскольку адвокатура согласно ст. 72 Конституции находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данное конституционное положение имеет положительное значение для развития института адвокатуры, поскольку позволяет учитывать специфику отдельных регионов страны, потребность в юридической помощи на местах и иные факторы.

Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре субъектам РФ предоставлена возможность регулирования таких вопросов адвокатской деятельности, как участие:

  1. в создании юридических консультаций;
  2. в оказании юридической помощи бесплатно;
  3. в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ.

В связи с этим можно назвать Закон г. Москвы от 23.10.2002 № 52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты города Москвы». В своих нормативных правовых актах субъекты РФ также регламентируют порядок оказания адвокатами бесплатных услуг. Например, постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 № 1040-ПП «О мерах по реализации закона г. Москвы “Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации”».

Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003, является корпоративным правовым актом и устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

В Кодекс профессиональной этики адвоката включены принципы и нормы профессионального поведения адвоката, а также процедурные основы дисциплинарного производства, которое обеспечивает рассмотрение жадоб и различных представлений на действия (бездействие) адвоката, их разрешение и исполнение принятого решения. Обязанность адвоката соблюдать Кодекс предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Принимая присягу, каждый адвокат лично обязуется в своей деятельности руководствоваться Кодексом профессиональной этики адвоката.

Читайте также:  Как правильно сделать выписку из приказа выписка

С учетом того, что адвокатура строится на принципах независимости, самоуправляемости и корпоративности, органы адвокатского самоуправления обладают правом принимать правила и нормы, регулирующие внутренние вопросы и обязательные для исполнения всеми членами адвокатского сообщества. Корпоративные акты, хотя и не считаются формально источниками правового регулирования адвокатуры, тем не менее, каждый адвокат обязан их соблюдать при осуществлении своей профессиональной деятельности в силу Закона об адвокатуре и адвокатской деятельности (ч. 2 ст. 4 и ст. 7).

Кроме того, многие положения, касающиеся адвокатуры, содержатся в общепризнанных принципах и нормах международного права, которые в соответствии с Конституцией являются частью правовой системы РФ и имеют приоритет над внутренним правом. К международным правовым актам, закрепляющим права и свободы человека, в частности, в сфере права и правосудия, относятся:

  1. Устав ООН 1945 г., подтверждающий право людей всего мира на создание условий, при которых законность будет соблюдаться, и провозглашающий как одну из целей достижение сотрудничества в создании и поддержании уважения к правам человека и основным свободам без разделения по признакам расы, пола, языка и религии.
  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой закреплены принципы равенства всех перед законом, презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела независимым и справедливым судом, а также все гарантии, необходимые для зашиты любого, обвиненного в совершении наказуемого деяния.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающий право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность, и закрепляющий положение о том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не может быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  5. В связи с принятием Федерального закона от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» есть необходимость сослаться и на такой документ, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в соответствии с которой граждане Российской Федерации получают непосредственный доступ к контрольному механизму Конвенции. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию и протоколы к ней, в том числе и Протокол № 11 (о ЕСПЧ), Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». В последние годы отмечается явный рост числа обращений к европейской системе защиты прав человека.
  6. Необходимо учесть также «Основные положения о роли адвокатов», принятые в августе 1990 г. в Нью-Йорке VIII Конгрессом ООН «По предупреждению преступлений», которые сформулированы так, чтобы помочь государствам-участникам в содействии и обеспечении надлежащей роли адвокатов, чтобы все люди имели эффективную возможность пользоваться юридической помощью, осуществляемой независимой юридической профессией.

Законы об адвокатской деятельности и адвокатуре субъектов РФ

Субъектам РФ предоставлена возможность регулирования следующих вопросов адвокатской деятельности:

  • 1) участие в создании юридических консультаций (п. 1 и 3 ст. 24 ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”): во всех региональных законах фактически повторяются положения федерального закона об адвокатуре и дополнительно устанавливаются нормы о том, кто может обращаться с инициативой о создании юридической консультации. В Пермской, Владимирской и Ярославской областях такое право предоставлено губернатору области, в Ставропольском крае, Республике Калмыкия — краевому или республиканскому правительству соответственно. В соответствии со ст. 6 Закона Омской области от 27.12.2002 № 420-03 “О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области” предложения об учреждении юридических консультаций на территории Омской области направляются органами государственной власти, органами местного самоуправления Омской области, адвокатскими образованиями и общественными объединениями в уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере государственной поддержки адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области. Уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере государственной поддержки адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области в течение месяца рассматривает указанные предложения, в случае их обоснованности подготавливает и направляет Губернатору Омской области проект представления Губернатора Омской области в адвокатскую палату Омской области об учреждении юридической консультации. В Законе не конкретизировано понятие “уполномоченного органа исполнительной власти Омской области в сфере государственной поддержки адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области”;
  • 2) участие в оказании юридической помощи бесплатно (п. 1 и 2 ст. 26 Закона об адвокатуре): в Ханты-Мансийском автономном округе, Волгоградской, Владимирской, Курской, Магаданской, Ростовской, Томской областях приняты законы, устанавливающие перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи и порядок их предоставления. Самая простая процедура предусмотрена в Волгоградской, Омской, Пермской, Томской областях, Республике Калмыкия. Так, в ст. 13 Закона Омской области от 27.12.2002 № 420-03 “О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Омской области” закрепляется, что документы на получение бесплатной юридической помощи предоставляются гражданином адвокату или адвокатскому образованию, оказывающим юридические услуги в соответствующей сфере. В Ханты-Мансийском автономном округе и Магаданской области документы необходимо направлять в адвокатскую палату соответствующего субъекта РФ. В ст. 3 Закона Волгоградской области от 17.03.1998 № 157-ОД “О гарантиях юридической помощи и о распространении правовых знаний среди населения Волгоградской области” была предусмотрена следующая норма: органы государственной власти Волгоградской области в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Волгоградской области, настоящим законом, иными законами Волгоградской области, осуществляют меры, направленные на обеспечение отдельных категорий населения области юридической помощью в виде возмещения из областного бюджета коллегиям адвокатов сумм, затраченных ими на оплату труда адвокатов, оказывающих в случаях, установленных настоящим Законом, юридическую помощь бесплатно гражданам и организациям в форме дачи консультаций, представительства в суде по гражданским делам и участия в рассмотрении уголовных дел. Действие этой нормы неоднократно приостанавливалось соответствующими законами Волгоградской области в связи с отсутствием средств в областном бюджете;
  • 3) участие в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта РФ (подп. 3 п. 2 ст. 33 Закона об адвокатуре): квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Она создается на два года в составе 13 членов, при этом от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нее входят два представителя (менее ]/6 всего состава комиссии). Эти представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания таких представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъекта РФ.
Читайте также:  Договор аренды квартиры с депозитом образец

К судебным актам, регламентирующим правовое положение адвоката, относятся: Постановления КС РФ от 27.06.2000 № 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР, от 25.10.2001 № 14-П по делу о проверке конституционности положений, содержащихся в ст. 47 и 51 УПК РСФСР и п. 15 ч. 2 ст. 16 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, от 26.12.2003 № 20-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ч. 1 и 2 ст. 118 УИК, от 23.01.2007 № 1-П по делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 779 и п. 1 ст. 781 ГК, Определения КС РФ от 12.05.2000 № 173-0, от 08.11.2005 № 439-0, от 01.03.2007 № 293-0-0, от 05.02.2009 № 289-О-П; постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации”, от 05.03.2004 № 1 “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”, от 27.12.2007 № 52 “О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях”; решение ВС РФ от 26.06.2007 № ГКПИ07-520; определения ВС РФ от 14.06.2007 № КАС07-227, от 29.01.2008 № КАС07-730.

Помимо вышеперечисленных судебных актов, регулирующих профессиональную деятельность адвоката, важное место занимают судебные акты Европейского Суда по правам человека. Прецеденты Европейского Суда по правам человека являются важным источником законодательства, которые устанавливают стандарты адвокатской деятельности.

Например, Решение Европейского Суда по правам человека о приемлемости и Постановление по существу дела о справедливой компенсации по делу “Менешева против России” (9 марта 2006 г.) вызвало немало обсуждений у общественности. В своей жалобе заявитель ссылалась на то, что она была подвергнута жестокому обращению со стороны милиции во время ее ареста и нахождения в милицейском отделении в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Менешева также жаловалась на то, что ее заявления о жестоком обращении не были должным образом расследованы, как того требует процессуальное обязательство в той же статье. Статья 3 Конвенции гласит следующее: “Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию”. Заявитель также указала на то, что она была лишена эффективных средств защиты относительно ее конвенционной жалобы о жестоком обращении. Менешева заявила, что все ее попытки добиться открытия уголовного дела не имели успеха, как и попытки получить возмещение в гражданском порядке. Между тем ст. 13 гласит: “Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве”. Кроме того заявитель ссылалась на то, что были нарушены ст. 5 и 6 Конвенции относительно административного заключения. Рассмотрев дело, суд постановил:

  • — что имело место нарушение ст. 3 Конвенции относительно жестокого обращения и отсутствия эффективного следствия по жалобам заявителя о жестоком обращении; ст. 13 Конвенции из-за отсутствия эффективных средств защиты в отношении жестокого обращения; ст. 5 § 1 Конвенции относительно ареста заявителя и ее заключения на ночь; ст. 5 § 1 Конвенции относительно пятидневного заключения заявителя; ст. 6 § 1 Конвенции;
  • — что государство-ответчик обязано выплатить заявителю в течение трех месяцев со дня, когда решение станет окончательным в соответствии со ст. 44 § 2 Конвенции, следующие суммы:
  • – 25 RUR в качестве возмещения материального ущерба;
  • – 35,000 EUR в качестве возмещения морального ущерба, переведенные в национальную валюту государства-ответчика по курсу на день выплаты;
  • – 5,000 RUR в качестве возмещения расходов и издержек;
  • – любые налоги на вышеуказанные суммы.

И это уже не первое дело, которое выигрывает житель Ростовской области в Страсбургском суде.

Следующее место в структуре законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности занимают внутриорганизационные подзаконные акты, к которым относятся акты Всероссийского съезда адвокатов, Федеральной палаты адвокатов РФ и адвокатских палат субъектов РФ.

Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности на основе нравственных критериев развития традиций российской адвокатуры. Его принятие стало необходимым в связи с тем, что существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры.

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ принимает решения и дает разъяснения, касающиеся практической деятельности адвокатского сообщества. К ним, в частности, относятся:

  • — Порядок изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации и урегулирования некоторых вопросов реализации адвокатом права на осуществление адвокатской деятельности на территории Российской Федерации, утвержденный решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 02.04.2010;
  • — Рекомендации адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденные Советом Федеральной палаты адвокатов РФ от 21.06.2010;
  • — Методические рекомендации по ведению адвокатского производства, утвержденные Советом Федеральной палаты адвокатов от 21.06.2010.

Советы Адвокатских палат субъектов РФ принимают постановления, которые регулируют текущие вопросы на местах. Например, постановление Совета адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа от 22.01.2009 № 1 регламентирует порядок осуществления защиты адвокатами по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда.