Штраф при пересечении сплошной линии у обочины — что говорит закон

Штраф при пересечении сплошной линии у обочины — что говорит закон?

Современная дорожная разметка характеризуется большим разнообразием. Каждая из нанесенных на поверхность дороги линий имеет свое значение и выполняет определенную функцию. Одни из них разделяют встречные потоки, другие очерчивают границы проезжей части.

Непрерывную разметку пересекать нельзя, но за нарушение такого правила в различных ситуациях могут наказать по-разному. Чтобы избежать штрафов, важно разбираться в этих нюансах.

Белая или желтая сплошная

Для безопасности всех участников дорожного движения необходимо передвигаться строго по проезжей части.

Чтобы четко разграничить обочину от дороги, справа по ходу движения наносится сплошная полоса. Она определяет завершение дороги, по которой едут транспортные средства, от обочины, где могут находиться пешеходы.

Непрерывная черта белого цвета наносится на всем протяжении дороги. По стандартам ГОСТ она маркируется как 1.2.1.

Не существует прямого запрета пересекать данную разметку. С другой стороны, следует помнить о двух важных моментах:

  1. Во-первых, съезжать на обочину, пересекая белую сплошную, можно только там, где нет запрещающих знаков.
  2. Во-вторых, делать это допускается только для стоянки или остановки. Движение по обочине строго запрещено, поэтому нередко водители наказываются именно за это нарушение.

Кроме сплошной белой черты 1.2.1 на дорогах зачастую можно встретить разметку 1.4 желтого цвета.

По своему функциональному назначению она является запрещающей, дублируя дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена».

Действие желтой сплошной полосы распространяется на саму обочину, проезжую часть данного участка. Таким образом, пересечение этой разметки является нарушением правил стоянки, остановки.

Кроме того, зигзагообразная желтая линия определяет место остановки общественного транспорта.

Наказание по закону и как избежать штрафа

Автомобиль может пересекать линию 1.2.1 исключительно с целью стоянки или остановки. Если водитель решит продолжать движение по обочине, то он рискует быть оштрафованным на 1500 рублей.

При этом такие действия являются нарушением ПДД независимо от наличия разделяющей сплошной полосы.

Если какой-то «лихач» захочет пересечь непрерывную разметку белого цвета для обгона, то его ждет штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на управление авто на срок до полугода.

Таким образом, само по себе пересечение белой сплошной линии, отделяющей обочину от дороги, не является нарушением ПДД. С другой стороны, если попутно нарушить другие правила, то ответственность может наступить именно за это.

По статье 12.19 КоАП за пересечение желтой непрерывной черты возле обочины с целью остановки или стоянки водителя ожидает штраф 500 рублей.

Безопасность управления автомобилем гарантируют правильно сформированные навыки и умения. Одним из них является привычка следовать правилам.

Когда могут оштрафовать за пересечение сплошной по краю обочины

  • Белая и желтая сплошная у обочины по ПДД
  • За что возможны штрафы

Начинающие водители обычно грешат тем, что стараются смотреть на то, что происходит впереди, напрочь забывая о дорожных указателях. А о разметке и говорить не приходится, хотя на самом деле по своей значимости она ничуть не уступает установленным на обочинах знакам и показаниям приборной оптики на перекрестках.

Белая и желтая сплошная у обочины по ПДД

Пытаясь разобраться в вопросе, первое, на что стоит обратить внимание новичкам, которые успели усвоить значение сплошной линии на проезжей части, это то, что она имеет несколько разновидностей.

Так, белая полоса, разделяющая дорогу для встречных относительно друг друга движений, нумеруется 1.1, тогда как аналогичная линия, пролегающая вдоль обочины, идет под номером 1.2.1, неся в себе совершенно другую смысловую нагрузку.

Правила для их пересечения разные, и если рассматривать второй вариант, то, согласно приложению 2 ПДД, выходить за его пределы без наложения штрафных санкций можно будет только в том случае, если на этом участке пути нет знаков или другой разметки, запрещающей остановку на обочине.

Читайте также:  Возврат утраченных водительских прав через портал госууслуг

Обычно под такими запретами подразумевается круглый указатель с накрест перечеркнутым красными полосами синим фоном под номером 3.27, который расшифровывается как «Остановка запрещена», а также желтая зигзагообразная разметка, обозначающая зоны, выделенные специально для общественного транспорта.

Существует еще один вид желтой разметки, которая имеет конфигурацию прямой линии и числится в ПДД под номером 1.4. И в случае, если водитель увидит такое обозначение на дороге, он должен помнить, что в этом месте вообще нельзя останавливаться, причем ни на обочине, ни на стыкующейся с ней проезжей части.

Объясняется это правило довольно просто, ведь обычно линия 1.4 используется только в зонах повышенной опасности, типа ЛЭП, мостов, туннелей, эстакад и пр. Иногда ее используют для отделения дороги, предназначенной для следования правительственного кортежа, но это уже совсем другая история.

За что возможны штрафы

За любое пересечение дороги и остановку в запрещенном месте положено свое наказание, и сплошная разметка вдоль обочины под номером 1.2.1 и уж тем более 1.4 не являются исключением из правил.

Размер взысканий за подобные нарушения регулируется статьей 12.19 Административного Кодекса, и согласно этим установленным правовым нормам:

  • движение по обочине, отделенной от основной проезжей части разметкой 1.2.1, карается штрафом в 1,5 тыс. руб;
  • совершение обгона с использованием этой зоны чревато санкциями в 5 тыс. руб.;
  • если же водителем будет пересечена желтая линия 1.4, то ему придется выложить 500 руб.

Кроме того, следует помнить, что указанные размеры денежных взысканий будут актуальны только в том случае, если совершенное водителем действие не повлекло за собой каких-то серьезных последствий. Если же попутно им было сделано несколько других случайных или намеренных ошибок, повлекших за собой ущерб или жертвы, то дело переходит в совершенно другую плоскость, сопровождаясь лишением водительского удостоверения и уголовной ответственностью.

Что будет, если пересечь сплошную линию разметки, и можно ли завершить обгон через сплошную

Пересечение сплошной линии разметки – распространенное нарушение, которое, однако, может наказываться по-разному в зависимости от дорожной ситуации. Разбираемся, какие варианты наказаний есть, и как действовать в том или ином случае.

Все виды горизонтальной разметки указаны в приложении 2 к ПДД, и там же, в части 1, разъясняется, какую разметку можно пересекать, а какую нет. Одинарная сплошная линия имеет обозначение 1.1, а двойная сплошная – 1.3, при этом линия 1.2 обозначает край проезжей части.

Согласно ПДД, «линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается», но при этом есть оговорка, что «линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка» – в противном случае водитель может быть наказан за езду по обочине либо остановку или стоянку в не предназначенных для этого местах. Кроме того, можно сделать вывод, что одинарная и двойная сплошная, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, с точки зрения ПДД равны – пересекать нельзя ни ту, ни другую.

Еще одна линия, пересекать которую можно не всегда – это двойная прерывистая разметка 1.9: при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены, разрешается пересекать ее, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах – с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении, а вот при выключенных реверсивных светофорах пересекать разметку 1.9 запрещается.

Кроме того, существует разметка 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы – такую разметку можно пересекать только со стороны прерывистой линии, а вот пересекать ее со стороны сплошной линии запрещается – это равнозначно пересечению сплошной линии 1.1.

Читайте также:  В какие сроки налоговая обращается суд

Еще одно уточнение касается поврежденной, противоречивой и временной разметки. В ПДД указано, что «в случаях, если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки». Проще говоря, если, например, рядом с белой прерывистой разметкой 1.5 нанесена временная оранжевая разметка 1.1, именно временная разметка имеет приоритет, и пересекать ее нельзя.

Пересечение сплошной линии, будь то одинарная или двойная, может наказываться по-разному в зависимости от ситуации. Рассмотрим все случаи по порядку.

Как мы помним, пересекать линию 1.2 можно только для остановки в разрешенных для этого местах. Если же водитель пересек линию, обозначающую край проезжей части, и продолжил движение, это будет трактоваться как езда по обочине и наказываться согласно части 1 статьи 12.15 КоАП: « движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».

Пересечение сплошной линии разметки запрещено даже при объезде препятствия и наказывается по части 3 статьи 12.15 КоАП: «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

На всякий случай напомним, что согласно ПДД, препятствие – это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Если же водитель не объезжал препятствие, а пересек сплошную линию разметки для обгона или по иным причинам, выехав при этом на встречную полосу, то наказание будет более жестким. Согласно части 4 статьи 12.15 КоАП «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Если в течение года после совершения такого нарушения водитель снова попадется на этом, штрафные санкции будут еще более суровыми. Часть 5 той же статьи 12.15 гласит, что повторное нарушение «влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей».

Если выезд на встречную полосу через сплошную линию – нарушение осознанное, то неудачный обгон, закончившийся уже после появления между полосами сплошной линии – не всегда. Однако с точки зрения ПДД и то, и другое – разнозначные нарушения, подпадающие под ту же часть 4 статьи 12.15, что упомянута выше. Более того, недавнее постановление Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года не только разъясняет, как доказать свою правоту при ДТП с обочечником или водителем, едущим по встречной полосе, но и дополнительно уточняет, что «действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ».

Единственный случай, когда наказания за завершение обгона через сплошную можно избежать – это некорректная разметка: если началу сплошной линии не предшествовала длинная прерывистая разметка 1.6, предупреждающая о приближении к разметке 1.1 или 1.11. Согласно ГОСТ 52289-2004 в населенном пункте разметка 1.6 должна появиться за 50 метров до начала сплошной линии, а за городом – за 100 метров.

Читайте также:  Выплаты на ранних сроках беременности

Если водитель пересекает сплошную линию разметки для поворота налево или разворота, наказание будет таким же, как и в случае объезда препятствия. Согласно части 2 статьи 12.16 КоАП, поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В случаях, когда водитель пересекает сплошную линию разметки для выезда на попутную полосу для маршрутных транспортных средств, он будет наказан по статье 12.7 КоАП: часть 1.1 указывает, что «движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей», а часть 1.2 удваивает штраф: «нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей».

Все случаи пересечения сплошной линии разметки, не подпадающие под конкретные статьи, перечисленные выше, трактуются по части 1 статьи 12.15 как «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» — согласно ей, нарушение «влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». Под эту часть подпадает, к примеру, пересечение сплошной линии разметки, разделяющей полосы попутного движения перед перекрестком.

Можно ли пересекать сплошную линию, которая находится у края обочины

Вопрос о том, можно ли пересекать белую неразрывную линию у края дороги, очень актуален для начинающих водителей. Сразу оговоримся: пересечение полосы возможно, но при определенных условиях.

Давайте вместе разберемся в ситуации, для этого прибегнем к действующим на сегодняшний день в РФ правилам дорожного движения и разъяснениям к ним.

О сплошной: что говорит закон

Сплошная линия с правой стороны дорожного полотна является ограничением обочины – части самой дороги, расположенной на одном уровне с дорогой, но отличающейся назначением и типом покрытия. Оно чаще всего выполнено из гравия или иного материала, не поддающегося проседанию и вымыванию.

Предназначение обочины (участка, отделенного разметкой от основного полотна) описано в пунктах ПДД:

  • 12.1 – остановка и стоянка;
  • 8.8 – место для разворота, если его невозможно осуществить без заезда на обочину;
  • 4.1 – участок для движения пешеходов при отсутствии пешеходной дорожки;
  • 24.2 – для движения велосипедов и мопедов, если это не создает помех и опасных ситуаций для пешеходов (на узких дорогах при отсутствии возможности езды у правого края пути).

Также обочину можно использовать в качестве резерва для разъезда на дорогах.

Все остальные случаи пересечения белой сплошной линии (справа), не приведенные в Правилах, запрещены, а нарушение станет основанием для наложения штрафов.

Исключения

Пункт 12.1 при следовании на автомагистралях применяется с ограничениями. Осуществить остановку разрешено лишь в случае выявления:

  • технической неисправности транспортного средства;
  • ухудшения состояния здоровья водителя или пассажира;
  • в случае опасности, созданной перевозимым грузом.

Слева – справа: практика и условия

Исходя из вышесказанного, водитель любого самоходного и гужевого транспортного средства должен знать о том, то пересечение сплошной линии, расположенной с правой стороны, возможно для осуществления всех вышеперечисленных действий.

Пересекать полосу, нанесенную с левой стороны дорожного полотна и являющуюся разделительной, запрещено вне зависимости от обстоятельств!

Обязательным условием при пересечении разметки является отсутствие угрозы жизни и здоровью прочим участникам дорожного движения. Съезжать на край пути согласно логике и здравому смыслу следует только из крайнего правого ряда.