Статья 164 НК РФ

Статья 164 НК РФ. Налоговые ставки

Каковы особенности освобождения от НДС авансов?

Согласно Правилам заполнения декларации по НДС налогоплательщик обязан указывать в ней только авансы, полученные в счет поставки товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления. С этих сумм налог придется платить.

В то же время, на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, НДС не исчисляется с авансов, полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), которые:

  • облагаются НДС по ставке 0 процентов (пункт 1 статьи 164 НК РФ);
  • не облагаются НДС (статья 149, пункт 2 статьи 146 НК РФ);
  • реализованы за пределами РФ (статьи 147 и 148 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 № 03-07-08/243);
  • имеют длительный производственный цикл изготовления и включены в специальный правительственный Перечень.

При получении авансов за облагаемые по нулевой ставке или не облагаемые товары налогоплательщики счет-фактуры не составляют. Кроме того, такие суммы не отражаются в декларациях по НДС, а значит и не подлежат обложению налогом.

Какой процент НДС применяется при передаче прав на имущество. Может ли применяется ставка НДС 0%?

Имущественные права при передаче облагаются НДС. Если точнее, в Налоговом кодексе (ст 155) перечислено всего 5 видов имущественных прав, подлежащих обложению НДС и этот перечень закрытый. Это:

  1. право требования;
  2. права на жилые помещения и доли в них;
  3. права на нежилые помещения, такие как гаражи и машино-места;
  4. право на заключение договора;
  5. арендные права.

Но видов имущественных прав намного больше, чем пять. Остаётся открытым вопрос – облагать ли остальные виды имущ. прав этим налогом или нет.

Официальной позиции по этому вопросу в законодательстве нет, так как НК РФ не содержит никаких разъяснений. Большинство юристов сходятся во мнении, что и не перечисленные в указанном перечне имущественные права, например, права на нежилое помещение, не являющееся гаражом, или права на интеллектуальную собственность, также должны облагаться НДС. К тому же перечни освобожденных от НДС операций, и операций, не признаваемых объектом НДС, также являются закрытыми. Те имущественные права, которые в них не входят, налогом облагаются.

А вот по поводу того, какой процент НДС будет применяться, возникают споры.

Все зависит от того, будут ли признаны права на имущество товаром. Для целей налогообложения товаром признаётся любое имущество, которое можно реализовать. Однако имущественные права по п 2 ст 38 НК РФ не признаются имуществом. И исходя из этой позиции некоторые суды не признают имущественные права товаром и считают не применимой к ним ставку НДС ноль процентов.

Если операция по передаче имущественных прав не попадает под параметры определения нулевой или 10-ти % ставки, то НДС рассчитывается по ставке 18%. Передача имущественных прав, перечисленных в ст 155 НК РФ, облагается налогом по расчётному методу, то есть как отношение 18 (ставка процента) к налоговой базе, принятой за 100, и увеличенной на 18 (18 разделить на 118).

Так, например, ВАС РФ в одном из постановлений указал, что результаты интеллектуальной деятельности, также как и права на них, не являются имуществом, а, следовательно, не признаются и товаром. По этой причине суд отказал в применении ставки НДС 0%. И в этом случае к ним применима расчётная ставка НДС 18%.

Есть ли разница между не облагаемыми НДС товарами и товарами, облагаемыми ставкой НДС 0%?

Казалось бы, это одно и тоже. Однако, это совсем не так. Для покупателя, приобретающего товар, действительно не существует никакой разницы. Цена изделия не изменится от того, будет в его стоимость включен нулевой НДС или не будет включен налог вовсе. Но для предпринимателя, реализующего товар, этот вопрос является принципиальным. Вовсе не облагать товар налогом – это льгота для продавца. В таком случае он совсем освобождается от уплаты НДС. Но облагать товар налогом по нулевой ставке – еще более выгодно. В этом случае предприниматель имеет право на налоговые вычеты. Совсем не облагается налогом продукция, реализованная за пределами РФ. А также перечень освобожденных от налогообложения товаров содержит ст 149 НК РФ. Это, например, некоторые медицинские товары, монеты из драг. металлов, являющиеся средствами платежа и др. Нулевой ставкой облагаются перечисленные в ст 164 НК РФ товары. Это:

  • товары, вывезенные в режиме экспорта;
  • товары, находящиеся в режиме свободной таможенной зоны;
  • товары, относящиеся к космической деятельности;
  • драгоценные металлы;
  • товары для дипломатического использования;
  • припасы (топливо и горючее для морских и воздушных судов).

Таким образом, для предпринимателя имеет большое значение, какой вид товаров он реализует: товары, облагаемые НДС по нулевой ставке, или товары, не облагаемые налогом.

Какой процент НДС применим при оказании услуг по внутренним воздушным перевозкам с привлечением третьих лиц?

Налогообложение при реализации услуг по воздушным перевозкам внутри страны осуществляется по ставке 10 % в связи с прямым указанием на это в пп 6 п 2 ст 164 НК РФ. Привлечение третьих лиц в указанном случае не влияет на то, какой процент НДС берется за основу при исчислении налога. Исключением будут лишь услуги, указанные в п 1 той же статьи кодекса. Это услуги по воздушным перевозкам пассажиров внутри страны с условием, что местом приземления или отправления самолёта будет территория республики Крым или города Севастополя. В таком случае к услугам по перевозке применяется НДС ноль процентов.

Читайте также:  Выплаты по беременности и родам ип

Имеет ли право на льготу по НДС организация, занимающаяся реализацией лицензионных компьютерных программ по договору с правообладателем?

По ст 149 НК РФ реализация исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, полезные модели и т.п. освобождается от обложения НДС. Также как и продажа прав на использование этих результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору. Но от налогообложения по смыслу нормы освобождается передача исключительных прав на использование компьютерных программ. В рассматриваемом случае организация просто как продавец реализует программное обеспечение, не обладая при этом правами на заключение лицензионных договоров. В такой ситуации основания для применения налоговой льготы отсутствуют. Поэтому НДС продавец должен отчислять в общем порядке по ставке 18%.

Дело N547-О.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 марта 2017 г. N 547-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА “ЧЕРНОМОРСКИЕ МАГИСТРАЛЬНЫЕ

НЕФТЕПРОВОДЫ” НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И

СВОБОД ПОДПУНКТАМИ 2.1, 2.2 И 2.5 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 164

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ

ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 200 АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы АО “Черноморские магистральные нефтепроводы” к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации АО “Черноморские магистральные нефтепроводы” оспаривает конституционность подпунктов 2.1 , 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих операции по реализации работ (услуг), обложение налогом на добавленную стоимость которых производится по налоговой ставке 0 процентов. Кроме того, заявитель оспаривает конституционность части 4 статьи 200 АПК Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из представленных материалов, решением Арбитражного суда Краснодарского края, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, заявителю отказано в признании недействительным решения налогового органа, которым признано необоснованным применение налогоплательщиком налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость 0 процентов. При этом суды указали на несоблюдение налогоплательщиком необходимых для этого условий, а именно: заявитель не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта, осуществляющим реализацию работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя, подпункты 2.1 , 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в силу своей неопределенности не позволяют налогоплательщику, являющемуся организацией трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, осуществляющему перемещение нефти и нефтепродуктов и предоставляющему указанные услуги в рамках организации международной перевозки товаров, на объектах, расположенных за пределами портовой территории, применять ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость. В свою очередь, часть 4 статьи 200 АПК Российской Федерации, как полагает заявитель, позволяет суду сделать вывод о правомерности решения налогового органа исходя из обстоятельств, которые в оспариваемом решении не устанавливались и не отражались. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими статьям 1 (часть 1) , 2 , 6 (часть 2) , 8 , 15 (части 1 и 2 ), 17 (часть 1) , 18 , 19 (часть 1) , 34 (часть 1) , 35 , 45 , 46 , 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) ; федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт “з”) ; система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3) . Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога параметры его элементов, в том числе состав налогоплательщиков и объектов налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, а также порядок исчисления налога, обеспечивающий расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Читайте также:  Если муж оформляет на себя квартиру

Налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения ( пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2007 года N 372-О-П и от 2 апреля 2009 года N 475-О-О ).

Для целей главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации установлены различные налоговые ставки, в том числе 0 процентов, применение которых зависит от специфики реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, связанностью налоговых органов законом объясняется избранный законодателем вариант детального урегулирования порядка реализации права налогоплательщиков на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации, что соответствует Конституции Российской Федерации (постановления от 14 июля 2003 года N 12-П и от 23 декабря 2009 года N 20-П ).

В частности, статья 164 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает возможность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), в том числе связанных с международной перевозкой товаров, организацией трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов (предполагающей последующий вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации), а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации ( подпункты 2.1 , 2.2 и 2.5 пункта 1 ).

Таким образом, действуя в рамках дискреции в сфере установления льготных ставок налогообложения и преследуя цель предоставления возможности вычета налога на добавленную стоимость налогоплательщиками, реализующими работы (услуги), связанные с перемещением товаров за пределы территории Российской Федерации, федеральный законодатель определил, какие именно работы (услуги) подпадают под соответствующее законодательное регулирование. Данное регулирование содержит необходимые нормативные критерии, отражающие объективную связь той или иной операции с экономической деятельностью налогоплательщика, что позволяет определить условия реализации конкретных работ (услуг) для целей обложения налогом на добавленную стоимость применительно к конкретной правовой ситуации. Таким образом, оспариваемые законоположения, вопреки мнению заявителя, не содержат неопределенности, а потому сами по себе в системе действующего правового регулирования не нарушают его конституционных прав как налогоплательщика в указанном им аспекте.

Что же касается части 4 статьи 200 АПК Российской Федерации, то гарантируемая статьями 35 и 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов предполагает право судов при принятии решения о законности решения налогового органа устанавливать, исследовать и оценивать все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, в том числе обстоятельства, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о применении конкретной налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость, что, в свою очередь, является необходимым условием для определения действительного размера налоговой обязанности конкретного налогоплательщика и не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества “Черноморские магистральные нефтепроводы”, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Статья 164 НК РФ. Налоговые ставки.

Законодательство по ст. 164 НК РФ часть 2
Комментарий к статье 164

Налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ.

Следует учитывать, что до 1 января 2012 года при реализации услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов (Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ).

Как следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 07.02.2002 N 37-О, установленную в статье 164 НК РФ налоговую ставку 0 процентов следует рассматривать как разновидность налоговых льгот, которыми в соответствии со статьей 56 НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Минфин России в письме от 15.02.2010 N 03-07-08/38 разъясняет порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта в 2008 г.

Читайте также:  Госпошлина на право собственности земельного участка

Финансовое ведомство отмечает, что неотражение налогоплательщиком экспортных операций до окончания соответствующего срока, установленного для сбора документов, не является нарушением законодательства о налогах и сборах, представлять в налоговые органы уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за те налоговые периоды, в которых фактически собраны подтверждающие документы, нет необходимости.

До настоящего времени Правительством РФ не определен и не утвержден перечень кодов указанной в пункте 2 статьи 164 НК РФ продукции.

Согласно письму МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 до утверждения Правительством РФ соответствующих кодов с 01.01.2002 при реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в целях применения налоговой ставки 10 процентов следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в письме ГНС России и Минфина России от 10.04.1996 N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 “О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции”. В письме указано, что льготное налогообложение распространяется на отечественные и зарубежные лекарственные средства, перечисленные в главах Государственного реестра лекарственных средств (Москва, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, 1995 год, с учетом последующих изменений и дополнений к Реестру) и реализуемые предприятиями (организациями) всех форм собственности при наличии выданной в установленном порядке соответствующей лицензии.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов.

Как следует из письма Управления ФНС России по г. Москве от 05.04.2006 N 19-11/29613 налогоплательщик не вправе применять ставку НДС 10 процентов при реализации продовольственных товаров, которые не поименованы в Постановлении N 908.

Расчетная сумма НДС (пункт 4 статьи 164 НК РФ) исчисляется по ставке 10 / 110% или 18 / 118%.

Налог на добавленную стоимость (21 гл. НК РФ)

. НДС 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ) налоговая ставка НДС 18% применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10% или в перечень со ставкой 0%.

. п. 4 ст. 164 НК РФ налоговая ставка НДС определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки НДС:

при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ,

при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п. 2 – 4 ст. 155 НК РФ,

при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. 1 – 3 ст. 161 НК РФ,

при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ,

при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ,

при реализации автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ,

при передаче имущественных прав в соответствии с п. 2 – 4 статьи 155 НК РФ,

а также в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом.

5. п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки НДС, указанные в п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (18% и 10%).

Порядок исчисления налога (Ст.166 п.4 НК РФ):

Сумма налога – соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов , исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Момент определения налоговой базы (Ст.167 НК РФ): является день отгрузки или день оплаты (кроме случаев, предусмотренных указанной статьей).

Моментом определения налоговой базы по выполненным работам является дата передачи результатов работ одним лицом другому лицу на возмездной основе. Как правило, передача результатов работ оформляется актом. Дата подписания акта заказчиком и будет моментом определения налоговой базы по НДС.

Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю (Ст.168 НК РФ):

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).

При исчислении суммы налога составляются счета-фактуры.

Счет-фактура (Ст.169 НК РФ):

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.