О подсудности административных исков // КАС vs ППВС от 27 сентября 2016 г

О подсудности административных исков // КАС vs ППВС от 27 сентября 2016 г. N 36 о некоторых вопросах применения судами Кодекса административного производства Российской Федерации

Прежде, чем задать вопросы, несколько хорошо известных цитат:

“В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.”

“Согласно ч. 2 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.”

“В соответствии со ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.”

“В силу ч. 3, 4 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (ч. 3).

Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу (ч. 4).”

В то же время из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 36 “О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации” усматривается, что в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч. 2 ст. 22 КАС РФ):

(цитата из упомянутого ППВС) “8. В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, – по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (часть 3 статьи 24 КАС РФ).”

Ну а часть 3 статьи 24 КАС РФ (упомянутая в п.8 ППВС) – это:

“. 3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.”

В связи со сказанным прошу высказаться по следующему вопросу (вопросам?):

Исключает ли п.8 упомянутого ППВС многовариантность выбора суда для административного истца в случае, “если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов” ?

Или же административный истец ВПРАВЕ выбирать между 3 (тремя) судами:

(1) судом “того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение”;

(2) судом “по месту нахождения организации, являющейся административным истцом” (и полномочия которой при этом распространяются на несколько районов);

(3) судом по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом?

Или же административный истец ВПРАВЕ выбирать между 2 (двумя) судами:

(1) судом “того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение”;

Читайте также:  Компенсация при смерти близкого родственника на работе

(2) судом по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом?

При этом, похоже, территория, на которой возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) и территория, на которой исполняется оспариваемое решение похоже разные:

речь идёт об исправлении кадастрой ошибки и её исправление происходит в ЕГРП (находится в Москве?), а правовые последствия возникают в области.

Дела административного судопроизводства, подсудность

Введение 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е. государственной деятельности). Раньше такие дела рассматривались в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ, который утратил силу с 15.09.2015 г.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) называет следующие виды административных дел:

– по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействующими полностью или в части. Детальная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечень прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремя доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;

– по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, по административным искам о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц, в том числе по административным искам об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по исполнению решения судов. Регулированию особенностей различных стадий данных дел установлены гл. 22 КАС РФ;

– по искам об оспаривании актов наделенных государственными полномочиями некоммерческих организаций (решений, действий и бездействий). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки – гл. 25 КАС;

– по искам граждан России о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (гл. 24 КАС);

– по искам, вытекающим из права на судопроизводство в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, взысканию в связи с нарушением указанного права компенсации (гл. 26 КАС);

– дела, связанные с деятельностью судей (гл. 23 КАС);

– иные: к ним относятся иски государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении в специальное учреждения иностранных граждан, подлежащих депортации и т.п.

Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и истребованию доказательств. Конечно, лучше воспользоваться помощью юриста при намерении обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более, что ст. 112 КАС позволит взыскать расходы на оплату услуг представителя с ответчика. Но такие суммы будут взысканы только в «разумных» пределах (весьма оценочное понятие) и за счет средств бюджета РФ (а значит, срок исполнения решения может занять около 3 месяцев).

Подсудность дел административного судопроизводства

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд .

Таким образом, по общему правилу административное исковое заявление подается в районный суд, если для административного дела не установлено иное правило.

Суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами на судей и в сфере судебной власти, о признании недействующими (незаконными) нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ и муниципальной власти, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного права, требования о компенсации за нарушения права на судопроизводство.

Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.

Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск подается по месту жительства или нахождения ответчика. Если оспаривается действие должностного лица, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет обязанности.

Если в качестве ответчика выступает гражданин или организация, который не обладает властными полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по его месту жительства или нахождения организации.

Правила исключительной подсудности предназначены, в основном, для органов государственной власти и лиц, исполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в спецучреждение, госпитализации в медицинскую психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).

Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, установлена в следующих случаях:

– административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствует в РФ, может быть подан по последнему известному месту пребывания или месту нахождения его имущества;

Читайте также:  Где взять инн работодателя для кредита

– административный иск к федеральному органу исполнительной власти можно подать по месту нахождения его территориального органа, если требование истца вытекает из деятельности такого территориального органа;

– административный иск к государственному органу по обжалованию решений, действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.

Если на стороне административного ответчика выступают несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.

Уточняющие вопросы по теме

Т.е., организация может подать административный иск о признании незаконным решения СЗФО МРУ Росфиномониторинга г. С-Петербург в арбитраж г.Мурманска по месту своего нахождения?

Для организаций положение КАС РФ об альтернативной подсудности применяется только в строго установленных кодексом случаях. Статья 24 КА РФ: Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Добры день я инвалид 2 групи ,при подачи искавое заявление я плачу госпошлину или нет

В соответствии с п. 2, 3 ст. 333.36 НК РФ инвалиды 2 группы освобождены от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции и у мировых судей, но когда цена иска не превышает 1 000 000 руб.

Глава У. Подведомственность и подсудность административных дел

Сущность понятий подведомственность и подсудность административных дел

Под подведомственностью в юридической науке принято понимать отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа, в нашем случае органа судебной власти. Как было изложено выше федеральным законодателем определена судебная система Российской Федерации. Каждый из её составных частей наделён определёнными полномочиями по рассмотрению конкретных дел в форме определённого конституцией судопроизводства. Есть дела подведомственные только Конституционному Суду РФ, судам общей юрисдикции, арбитражным судам, судам субъектов РФ.

Так, например, если в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде РФ, судья обязан отказать в принятии административного иска в соответствии со ст. 129 КАС РФ. Если же нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено.

Подведомственность бывает двух видов: исключительная и множественная.

Подведомственность считается исключительной, еслидело может рассматриваться только судом и не может разрешаться по существу другими органами. При этом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен как в судебном, так и во внесудебном порядке. Так, например, на неправомерные действия должностного лица полиции гражданин может обратиться с административным иском в суд или с жалобой вышестоящему должностному лицу, которому подчинён данный сотрудник. При параллельном обращении в данные органы окончательным является решение суда по конкретному делу.

В КАС РФ (ст.17) законодатель подведомственность административных дел «замкнул» на судебную власть (исключительная подведомственность), определив, что такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции, начиная с мировых судей. При этом все перечисленные в ст. 1 кодифицированного закона административные дела разбиты на две категории: 1) дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; 2) другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Из данного правила сделано исключение для дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов. Именно это положение определяет суть подведомственности административных дел.

Подсудность – это разграничение компетенции конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских и административных дел по первой инстанции. Отсюда следует, что судья, принимая административно – исковое заявление должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

К видам подсудности относятся: родовая (предметная) подсудность;территориальная подсудность;подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность определяет компетенцию судов различных звеньев судов общей юрисдикции в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции административные дела распределены между судами различных уровней судебной системы Российской Федерации. Одни дела отнесены законом к ведению мировых судей, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных административных дел к ведению судов того или иного уровня являются характер дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного административного дела. В свою очередь территориальная подсудность делится на: 1) подсудность по выбору истца (альтернативная); 2) исключительную подсудность; 3) договорную подсудность.

Читайте также:  Договор уступки по нескольким договорам

Первая из перечисленных выше видов территориальной подсудности (альтернативная) предусмотрена для ряда категорий административных дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня (ст. 24 КАС РФ). При этом право выбора между несколькими судами принадлежит административному истцу. Так, например, административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации (ч1. ст. 24 КАС РФ).

Сущность исключительной подсудности заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать. Применительно к административному судопроизводству перечень таких дел перечислен в ст. 23. КАС РФ. Так, например, заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается только в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Договорная подсудность, применяемое преимущественно в порядке гражданского судопроизводства, имеет место тогда, когда стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. При этом недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их дела.

Подсудность по связи дел применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований. Так, например, ст. 26 КАС РФ определяет положение о том, что административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 1056 ;

Подсудность исков по административным делам по КАС РФ

Подведомственность и подсудность административных дел судам

Иски, подаваемые в рамках споров, возникающих из публичных и административных правоотношений, закон по общему правилу относит к подведомственности (ст. 17 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ):

  • Верховного суда РФ (далее — ВС РФ);
  • судов общей юрисдикции;
  • мировых судов.

Обратите внимание! Исключениями являются случаи, когда тот или иной вид спора прямо отнесен законом к подведомственности другого суда.

Что же касается родовой (вертикальной) подсудности, то КАС РФ регламентирует:

  • мировыми судами рассматриваются споры о вынесении судебных приказов по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций (ст. 17.1 КАС РФ);
  • военные суды разрешают споры, происходящие из административных правоотношений, связанных с защитой прав военнослужащих и/или с участием военных госструктур, и иные правоотношения, отнесенные к данной категории по подсудности законом (ст. 18 КАС РФ);
  • райсуды в первой инстанции рассматривают все административные споры, кроме тех, которые КАС РФ прямо относит к иной родовой подведомственности или тех, что подсудны арбитражным судам(ст. 19);
  • верховные суды субъектов РФ и собственно ВС РФ разрешают в первой инстанции конкретные споры, предмет которых определен ст. 20 и 21 КАС РФ соответственно.

Территориальная подсудность административного иска

По общему правилу административный иск должен быть подан (ст. 22 КАС РФ):

  • по местонахождению ответчика — госоргана или уполномоченной организации;
  • в суд района, на который распространяются полномочия ответчика — госоргана или организации, если местонахождение последних не совпадает с районом распространения их полномочий;
  • по месту жительства ответчика-физлица или адресу ответчика-юрлица, если они в качестве субъекта спора не обладают публичными полномочиями.

Важно! Законодатель предусмотрел и другие виды территориальной подсудности административных исков:

  • исключительную (для конкретных видов споров ст. 23 КАС РФ предусматривает свои правила);
  • альтернативную (истец сможет по своему усмотрению определить суд для подачи иска в случаях, регламентированных ст. 24 КАС РФ).

Подсудность споров с участием иностранных субъектов определяется по общим правилам подсудности КАС РФ, подсудность связанных дел — по адресу / месту жительства одного из ответчиков по выбору истца (см. также ст. «Территориальная подсудность и ее виды»).

Итак, по подведомственности административные споры отнесены к компетенции мировых судов и судов общей юрисдикции, ВС РФ. По родовой подсудности судом первой инстанции определены райсуды, за исключением отдельных видов споров. По общему правилу по территориальной подсудности такие споры рассматриваются по адресу / месту жительства ответчика.